Дорогие братья и сестры! С радостью сообщаем, что икона Киприан и Иустина освящена и заняла своё место в Михайловском приделе.

Святые мученики Киприан и Иустина жили в конце III – начале IV в. в Антиохии на севере Сирии. Киприан до своего обращения ко Христу был чародеем, одним из знаменитых и могущественных магов своего времени. В это же время в Антиохии жила дева Иустина, которая уверовала во Христа и служила Ему своими молитвами, постом и целомудрием. Красота Иустины поразила юношу-язычника Аглаида, который пытался ухаживать за ней. Не добившись любви девушки, он обратился за магической помощью к Киприану. Чародей употребил все известные ему колдовские средства, чтобы приворожить Иустину и склонить ее к браку с язычником. Однако вера во Христа, крестное знамение, чистая и горячая молитва защитили слабую девушку от чар.
Киприан убедился, что магия и демоны бессильны перед Богом, которого исповедует Иустина, вооруженная только молитвой и крестным знамением, и отрекся от диавола. Бывший маг сжег все свои колдовские книги, раскаялся в заблуждениях и принял Святое Крещение. Он преданно служил Христу; был поставлен чтецом, затем диаконом, потом иереем и вскоре – епископом. Жизнь Киприана стала примером добродетели и святости. Иустину посвятили в диаконисы и назначили начальницей общины христианских дев. Киприан и Иустина много послужили распространению христианской веры и вразумлению язычников; во время очередных гонений на христиан они были подвергнуты жестоким истязаниям, а затем обезглавлены (в Никомидии ок. 304 г.).


Священномученику Киприану и мученице Иустине молятся о защите от воздействия и злого очарования колдунов, волхвователей, предсказателей, экстрасенсов и других магов, находящихся в общении с бесами, а также об избавлении от видимых врагов и нападения лукавых духов. Их просят исходатайствовать у Господа для молящихся исцеление в болезнях, утешение в печалях, избавление от грехопадений и истинное покаяние, защиту от всякого действия злых духов, укрощение обидчиков, терпение в искушениях и заступление от истязателей на воздушных мытарствах.
Молитва священномученику Киприану
и мученице Иустине
О святии священномучениче Киприане и мученице Иустино! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и СвятагоДуха, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва священномученику Киприану
О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих! Приими от нас, недостойных, хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений греховных, да научит нас истин-ному покаянию, да избавит нас от пленения диавольскаго и всякаго действа духов нечистых и укротит обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашея яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах, да водимии тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

(25)

8 ноября — Дорогие братья и сестры! Поздравляем с Престольным Праздником!!!

Сегодня Святая Церковь совершает память Святого Великомученика Димитрия Солунского. Но в нашем храме, мы сегодня собрались, особенно, почтить память Великомученика Божия Димитрия, так как храм наш носит имя, освящён в честь этого дивного угодника Божия, память которого, христианами благоговейно чтится с четвёртого века и по сей день. В песнопениях и молитвах, составленных Великомученику Димитрию мы слышали слова обращённые к нему: «Радуйся, ризу нечестия разорвавший верою и мужеством Духа облекшийся…, упразднивший замыслы беззаконников, силою, данною тебе от Бога». Церковь Христова, как мы видим из двухтысячелетней её истории, была всегда раздираема нечестивыми еретиками, раскольниками, хулителями веры, лжедоносчиками, и всякими нечестивыми обществами и отдельными людьми. И сегодня, мы можем встретить множество хулителей и врагов Православия. Мы можем видеть сегодня такое бесчестие в скорбных событиях, происходящих на Украине, которые мы с болью переживаем каждый день. Но более этого, мы подобное можем видеть и в жизни отдельных приходов, когда некоторые люди, пытаются внести раздор и всячески препятствуют плодотворной деятельности общины храма. Но в той и другой ситуации встаёт вопрос, что приводит этих людей к таким действиям, что движет этими людьми, почему в отличие от других, они так поступают?! А делают они это от безбожной и греховной жизни, потому, что живут не по Божиим заповедям, а по законам мира сего, князем, которого является дьявол.
Спаситель сказал, что: «дьявол человекоубийца, он не имеет истины», он наоборот, «противник истины…он отец лжи». Поэтому и люди, устраивающие расколы, церковные раздоры, сочиняющие вымыслы и несущие клевету на Церковь Христову, на её служителей и на всех христиан, делают дела противные Богу, но угодные лукавому духу. А сознательное противление истине, противление правде Божией, как мы знаем из слов Христа — есть «хула на Духа Святаго». Святитель Василий Великий пишет: «Плотской человек, ум которого не упражнялся в созерцании, чтении Священного Писания, – лучше же сказать, весь, как в тину, погребен в плотское мудрование, – не может воззреть на духовный свет Истины». Митрополит Платон Левшин, которого называли «отцом Московского духовенства» высказал когда-то поразительную мысль: «Истина, если она только произносится устами или только выражена словами, еще не есть то, что она в себе имеет наилучшего и величайшего; мало, чтобы она сияла только снаружи. Ее престол есть сердце, сердце как источник чувств, начало склонностей, основание действий. Нельзя, чтобы она обитала на устах, когда ее нет в сердце; так же, как если она скрыта в сердце».

А как следствие, у противников истины — Господь отнимает разум… Но хитрые действия духа лукавого многообразны: некоторым он связывает язык, чтобы не говорили правды. Ибо, по Евангелию, он есть «отец лжи» Прельщает различными образами: говорить – де правду – потерять дружбу; говорить правду – потерять прибыль; говорить правду – пробудить к себе ненависть; говорить правду – иногда самого себя обвинить. Ну так пусть же сердце твое противоречит устам, береги дружбу, храни прибыль, скрывай виновность свою: в этом будет наибольшая удача для духа немого. Но какое твое, несчастный, в том приобретение? Истина во устах Божиих, ты ли ею гнушаешься? Правда престолы утверждает… Прямое и открытое сердце есть жилище Святого Духа: зачем же ложью Его выгоняешь? — так обличает этот порок святитель, который жил в 18 столетии». Но возникает еще один вопрос как же жить в истине и правде? Этому нас научает Святитель Феофан Затворник: «Что значит быть в истине? Значит, приняв истину в сердце, так держать себя в мыслях и чувствах, как требуется истиной. Бог есть везде и все видит – это истина; кто примет эту истину сердцем и станет держать себя и внутренне, и внешне так, как бы перед ним был Сам Бог и все в нем видел, тот будет и ходить в этой истине. Бог все содержит, и без Него мы ничего не можем успешно делать – это истина; кто примет ее сердцем и станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу и принимать все, что бы с ним ни случилось, как от руки Господней, тот будет ходить в этой истине».
Истина по словам Святителя Игнатия (Брянчанинова): «есть слово Божие – Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую». Поэтому будем чаще читать Священное Писание, в особенности Евангелие, но не просто читать, а жить как нам предлагается и написано в нем, жить по заповедям и воле Божией. Искренним покаянием и сокрушением сердечным будем изгонять из души всю ложь и неправду. Примиримся друг с другом и попросим прощения, чтобы нам даровал его Бог. А иначе нас ждёт тьма кромешная и «скрежет зубом», где вечные мучения. И если мы будем исправлять себя, свои намерения, свои мысли, всю свою жизнь по Евангелию, то не только мы станем чище, но и мир, вокруг нас станет светлее и добрее. Как сказал преподобный Старец Серафим: «Стяжи Дух мирен и тысячи спасутся около тебя».

А в этот светлый и праздничный день не будем отчаиваться и унывать, а просить в своих молитвах ходатайства пред Богом Великомученика Димитрия Солунского, что каждому получить, что ему нужно по словам из песнопения — стихиры в день памяти Великомученика Димитрия, которую мы слышали вчера на вечернем Богослужении: «юные – юности обуздателя, в старости жезл, в бедах защитника; нищие – благотворителя, те, кто в путешествии – руководителя, сподвижника – воины и плывущие в пучине – спутника, во всем своего твердого заступника… В молитвах так возгласим: Преславный Димитрий, поспеши и избавь нас от всякой нужды и спаси рабов твоих молитвами твоими!»

ССЫЛКИ НА ФОТО

https://netrebadaria.ru/disk/08-11-2023-prestolnyy-prazdnik-hram-dimitriya-solunskogo-ndbz71/photos

https://disk.yandex.ru/d/oCnskOIzlhBo7g

(6)

6 ноября — Всех скорбящих Радость

6 ноября 2023 года в храме великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный была совершена Божественная литургия в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
Празднование этой иконы особо любимо православными христианами. По преданию вдове Ефимии Паниной во время болезни,которая длилась год, в сонном видении Пресвятая Богородица повелела пригласить священника из Преображенской церкви на Ордынке в Москве, и принести ее икону «Всех скорбящих Радость», отслужить молебен с водоосвящением. Больная так и поступила. После молебна она полностью исцелилась. Весть об этом чуде быстро распространилась по столице, с чудотворного образа появилось много списков.
Особенно почитается список иконы Божьей Матери под названием «Всех скорбящих Радость » с грошиками, находящейся в Петербурге, в храме Пресвятой Троицы, и почитаемой как чудотворная.
Божья Матерь не оставляет без своего попечения и любви и наш храм.
Сегодня, 6 ноября, по воле Божьей Божественную литургию возглавил протоиерей Артемий Владимиров, приезд которого с большим нетерпением ожидал наш приход.
Вместе с настоятелем храма иереем Максимом были вознесены прошения и молитвы о России и мире.
Прихожане с большим молитвенным воодушевлением молились Пресвятой Богородице, в храме было очень многолюдно и всем хотелось вместе помолиться ,и послушать проповедь отца Артемия. Затем батюшка Артемий каждому прихожанину подходящему целовать крест даровал на память разные иконки святых. Никто в храме не ушел без подарка. После службы для всех прихожан было организовано чаепитие в чайной, где в теплой атмосфере прошла беседа с дорогим гостем.
Отец Артемий ответил на вопросы и подарил книги с автографом и пожеланиями гостям.
Особую благодарность наш приход выражает всем работникам храма Димитрия Солунского, принявшим участие в подготовке к встрече с протоиереем Артемием Владимировым. Эта встреча надолго запомнится нашем прихожанам.
Будем и дальше молиться Божьей Матери и благодарить ее за особую материнскую любовь, которую никто и никогда не заменит.

Ссылка на фото:

https://disk.yandex.ru/d/-YNamN-sDPr-fg

(4)

Избранное

(2)

28 октября — И́верской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.)

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

(6)

18 октября — Собор Московских святителей

Собор Московских святителей — празднование Русской Православной Церкви в честь святых архипастырей Московских.
Празднуется 5 (18) октября.
Празднование в один день в честь Всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено святым Патриархом Иовом 5 (18) октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых преемников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия, а святитель Ермоген — в 1913 году. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей. Таким образом на 2013 год в Собор входили:
Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563, память 30 декабря)
Священномученик Филипп, митрополит Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января, 31 мая, 3 июля)
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1607, память 5 апреля, 19 июня)
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1612, память 17 февраля, 12 мая)
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (+ 1867, память 19 ноября)
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (+ 1879, память 31 марта, 23 сентября)
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1925, память 9 февраля, 25 марта, 26 сентября, 5 ноября)
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, Алтайский (+ 1926, память 16 февраля)
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября).

(14)

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

(1)

2 октября — Благоверный князь Фео́дор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1168; память 14 марта).

Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова». Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275–1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке Крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: „Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле“».

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла Святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: «и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить». Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в Крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение».

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья – святой благоверный князь Давид († 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил, преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской († 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и Сарайского владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной – Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием Ангельского образа.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».

После него в Ярославле правил его сын – святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322–1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич, да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в проложные жития князя Феодора и в иконописные подлинники.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное житие святого Феодора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие». В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. – «Богословские труды», сб. XI, М., 1973, с. 55–77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов России и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

(2)

Избранное

(0)

Избранное

СБОР СРЕДСТВ

(3)