14 сентября по новому стилю Православная Церковь вспоминает беспримерные подвиги и святость преподобного Симеона Столпника . Вместе с подвижником поминается и его мать Марфа .

Временем стремительного развития и расцвета пустынного монашества является IV век. В конце этого столетия начал свои подвиги и преподобный Симеон. Он стал одним из удивительных примеров безраздельной, всепобеждающей веры и святости, сиявшей ярче солнца.

Сражение с грехом

Мальчик был воспитан в христианской семье. Но, как известно, для начала пути к спасению, необходим призыв Бога. Для Симеона  таким потрясением стали заповеди блаженства («Блаженны нищие духом…» Мф. 5:3 — 11). Конечно, он слышал их и раньше. Но именно в отроческом возрасте эти святые слова Спасителя поразили мальчика и навсегда определили его дальнейшую, очень долгую, жизнь. Симеон, буквально, бросился в ближайший монастырь и уговорил принять его на послушание.

Юноша очень ясно увидел и прочувствовал ущербность своей природы, сильное влияние страстей и греха. С удвоенной энергией Симеон решил бороться со злом в себе и начал подвиги умерщвления плоти. Он наносил себе раны, невероятно строго постился. Очевидно, что такое подвижничество было недоступно большинству людей, даже братии монастыря. Для некоторых подвиги Симеона становились прямым соблазном, так как люди испытывали раздражение и разочарование, сравнивая себя с молодым иноком. Да и сам Симеон стремился к уединению. Так он вступил на путь отшельника.

Нужно подчеркнуть, что в те времена немало подвижников воспринимали необходимость бороться с грехами — буквально, как битву. Они уединялись в пустынях, пещерах (в том числе, служивших гробницами), скалах — там, где человеку трудно выжить. Но эту сложность они усугубляли дополнительными обетами (например, никогда не ложиться, даже спать стоя или сидя), суровым постом, отказом от одежды…

Отринув все мирское, подвижник начинал сражаться не на жизнь, а насмерть, следуя заветам апостола Павла:

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Послание к Ефесянам 6:14 — 17)

Идя по этому пути, преподобный Симеон решил выстроить себе башенку — «столп» — наверху которой не будет места, чтобы лечь. Возведя такое возвышение, он взошел на него и там предался посту и молитве. С тех пор его стали называть Столпником. И немало подвижников потом последовали примеру его аскезы.

Естественно, совершенно укрыться от мира преподобному не удавалось — люди приходили к нему за мудрым советом, исцелением, каялись в прегрешениях. Были у Симеона и ученики, которые помогали ему в служении. В основном, их послушание заключалось в осуществлении минимальной связи святого с миром — доставке ему воды и пищи, удержании людей, которые хотели во что бы то ни стало видеть подвижника.

Вокруг столпа вскоре устроили двойную ограду, за которой оставались все приходящие к старцу. Отсюда они слушали его проповеди и наставления. Сюда же однажды пришла и мать Симеона — Марфа. Она очень хотела повидать сына, но тот не допустил ее. Марфа скончалась возле ограды столпа. Тогда преподобный попросил учеников принести ему ее тело, попрощался с Марфой и похоронил ее.

На вершине своего столпа преподобный Симеон отошел ко Господу, прожив более 100 лет.

Возвращая миру чистоту

На примере множества преподобных отшельников мы знаем, что, как бы строго они ни отгораживались от мира, но никогда не отказывали людям в утешении. Так и святой Симеон, не прерывая своих молитвенных и постнических трудов, активно помогал ближним. Каждый день к нему стекались толпы страждущих: кто-то был движим простым любопытством, кто-то хотел получить наставление, кому-то требовалось исцеление… Мы уже отметили, что подвижник не выходил за пределы оград, окружавших его столп, однако он слышал просьбы и отвечал на них.

Удивительно, но, подвизаясь на одном месте, преп. Симеон Столпник сумел возвратить императрицу Евдокию из ереси (при помощи писем), множество язычников обратил в христианство, спас от погибели физической и, особенно, духовной немало людей. Часто такое его влияние на ближних и дальних сравнивают с апостольским служением.

Когда смотришь на таких подвижников благочестия, вспоминаются слова Спасителя:

По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

(Мф. 7:16 — 17)

Преподобный Симеон сражался с грехом в себе. Очевидно, что он добился в этой битве огромных успехов и рано сподобился многих даров Духа Святого. И эту благодать Божию он щедро раздавал ближним. Он убегал, отгораживался не от людей с их нуждами и бедами, а от суеты мира, в котором невозможно сохранить чистоту души и помыслов. Но, вместе с этим, делал все возможное, чтобы улучшить состояние мира, очистить сердца людей от скверны и наполнить их Божественной любовью.

Важно понимать, что монашество и, тем более, столь строгая аскеза — путь, доступный лишь единицам. Так было и в первые века христианства, и сегодня на подобные подвиги способен редкий человек. Главное: Господь не требует от каждого верующего именно такой жизни. Очень ясно об этом говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (12:4 — 12):

Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос.

Различные дарования и различные пути не противопоставляются Единой Церкви — Телу Христову. Поэтому житие преп. Симеона Столпника и подобных ему подвижников служит для нас путеводной звездой, примером чистоты и духовной силы, какие могут открыться в человеке его стараниями и по благодати. Нам не стоит пытаться подражать его уходу от мира, его посту и т.д. Но нужно ориентироваться на его любовь и самопожертвование, ради Господа и ради людей.

Иконография преподобного Симеона Столпника

Вспоминая святого Симеона, хочется сказать пару слов о традиции его изображения на иконах. Интересно, как православные художники представляли себе столп, на котором подвизался преподобный старец. Иногда это очень условная оградка, из которой словно вырастает большая фигура Симеона. В других случаях столп больше напоминает башенку с винтовой лестницей, к ней внизу пристроены часовня и даже колокольня. На третьих иконах можно заметить приспособления, при помощи которых святой получал воду и пищу — подвешенные на веревке кувшин и корзинка.

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *