1 июня — 1891 г. Визит Цесаревича Николая Александровича во Вдадивосток

Владивосток. Наследник Престола выполнил поручение своего Державного Родителя, выраженное в Высочайшем Рескрипте на имя Наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года: «ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО. Повелев ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки, разрешенного к сооружению за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути.
Знаменательное участие Ваше в начинании предпринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому моему сердцу, живейшее мое попечение о мирном его преуспеянии.
Призываю благословение Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: “Пребываю искренно Вас любящий АЛЕКСАНДРЪ».


Утром Цесаревич направился на закладку железной дороги недалеко от Первой речки в Куперовой пади, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути. Цесаревич собственноручно наложил землю лопатой в тачку и отвез ее на полотно будущей железной дороги. После чего он отправился к месту закладки станции «Владивосток». После краткого молебна Государь Наследник лично совершил закладку здания.
Великий Сибирский путь протяженностью 7400 км строился с 1891 по 1905 гг. со скоростью 530 км в год. На главных участках строители достигали скорости в 625 км в год, что было тогда мировым рекордом железнодорожной укладки. Строительство Великого Сибирского пути обошлось государству в 385 млн. рублей, то есть примерно по 50 тысяч рублей за километр. (БАМ в советское время строился значительно медленнее и километр стоил в десятки раз дороже при худшем качестве дороги.)
Мудрый Менделеев писал: «Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело… путь к океану — Тихому и Великому, к равновесию центробежной нашей силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана».

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *