В сердце Кремля, в величественном Успенском соборе – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдет одной могилы – одно имя выпадает из общей череды. Это имя митрополита Московского Алексия. Мощи святителя захоронены в Богоявленском (Елоховском) соборе.
ЖИТИЕ
В конце XIII века боярин Федор Бяконта со своей женой переехал из разоренного ордой Чернигова в Москву. Здесь и родился в 1292 года (по другим данным в 1304) будущий митрополит Московский Алексий. Крестным отцом младенца Елевферия стал княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита)
Однажды, двенадцатилетний Елевферий ставил в поле ловушки для птиц. За этим делом мальчик незаметно уснул, и вот во сне ясно услышал голос: «Алексий, зачем ты трудишься напрасно? Я сделаю тебя ловцом людей». После этого случая жизнь ребёнка изменилась: он начал больше времени проводить в уединённой молитве и в церкви, и всем сердцем захотел служить Богу.
НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Примерно на 21-м году жизни Елевферий наконец умер для мира — он стал монахом Московского Богоявленского монастыря, получив при пострижении имя Алексий, которое слышал когда-то давно в детском сонном видении.
Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семена Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре еще при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.
Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси. Вскоре ему придется снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда. Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.
Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы. Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением». Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.
Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времен растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.
Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
ИСЦЕЛЕНИЕ МОЛИТВАМИ СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНЫ ХАНА
Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. В августе 1357 году хан Джанибек потребовал у великого князя Иоанна Иоанновича, чтобы тот отпустил святителя Алексия в Орду для исцеления его супруги – ханши Тайдулы от глазной болезни, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли.
Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно, не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры».
Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра, и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя возгорелась сама собой. Святой Алексий взял часть этой свечи и отправился в Орду. Еще до его прибытия Тайдула видела святителя во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои.
Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную им от раки святого митрополита Петра.
После долгой молитвы он окропил освященной водой ханшу, и та тотчас прозрела. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Сохранился ярлык, данный в ноябре 1357 года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно нему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.
В 1365 г. святитель Алексий заложил в Московском Кремле каменный храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и, вскоре, основал при нем Чудов монастырь.
ПРИМИРЕНИЕ РУССКИХ КНЯЗЕЙ СВЯТИТЕЛЕМ
Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения.
Иногда политика требовала очень жестких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.
Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.
ПРЕЕМНИК. МИТРОПОЛИТ КИПРИАН
Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всем они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.
Дмитрий Донской имел на этот счет свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.
Перед своей блаженной кончиной митрополит Алексий, святитель Московский, заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудовом монастыре.
Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года.
Преемником святителя Алексия на Всероссийской кафедре стал святитель Московский Киприан, всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь с 1376 по 1406 год.
(230)