23 февраля-Неделя Мясопустная о Страшном Суде.

Мы с вами уже стоим в преддверии Великого поста, времени приготовления к вечности, к новой жизни в Царстве Божием. Приближается время покаяния и прощения. Как изра́ильтяне, ведомые Господом, прошли путь из плена египетского в землю обетованную, так и Великий пост — это путь в землю обетованную нашего спасения, к Пасхе Христовой, к Воскресению, победившему смерть. Будем на этом пути поддерживать друг друга, в терпении укреплять немощных, опираться на помощь крепких. Будем идти так от недели к неделе к великой пасхальной радости, полагаясь на силу Божию, которая в немощи совершается и всё невозможное делает возможным, преображая нас, земных и грешных, в новых людей — детей Царства Божия!

В прошлую Неделю в Притче о блудном сыне Господь открыл нам Свое неизреченное милосердие и человеколюбие к согрешающим и кающимся. Сегодня перед нашими душевными очами Евангелие открывает образ Страшного Суда Божия.

Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100), — говорит псалмопевец Давыд, указывая на милосердие и долготерпение Божие, которое предшествует Суду, на котором будет воздаяние за дела нашей земной жизни. На этом Суде мы все предстанем пред грозным Судией как подсудимые, в страхе и трепете за свои дела и помыслы.

Господь в евангельских откровениях говорит нам о тех непостижимых нашим умом вещах, которые должны будут совершиться при втором Его пришествии. Об этом говорит нам и апостол Петр: Небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы загорятся и опаляемы растаются, земля же и яже на ней дела сгорят (2 Петр. 3, 10).

По слову Божию, после смерти человека над ним совершается суд Божий. Надлежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27), — говорит апостол. Но этот суд не окончательный. Он только временно определяет участь души после смерти до второго Христова пришествия. Окончательное решение нашей участи последует на Суде всеобщем, всемирном, на котором предстанут все народы земные. Последний всеобщий Суд, грозный и окончательный, именуется Судом Страшным.

Но прежде, нежели совершится этот Суд, последует всеобщее воскресение мертвых, почивших от сотворения мира. Все умершие восстанут по мановению Вседержителя в преображенном виде и предстанут на Суд. Приидет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Пророк Иезеки́иль, прорицая Духом Святым, говорил о воскресении мертвых: Так глаголет Господь костям сим: вот я введу в вас дух жизни и дам дух Мой вам, и оживете…

Люди, застигнутые живыми в день Страшного Суда, в мгновение ока изменятся… Судить мир явится Христос — Сын Божий, Царь Неба и земли — во всей Своей славе и величии, окруженный сонмом святых ангел.

Этому страшному последнему дню мира сего будет предшествовать увеличение зла на земле до такой наивысшей степени, что многие люди, оставив истинного Бога, поклонятся антихристу и будут ему послушны. Тогда Сам Господь сойдет с Небес со многою славою и силою, дабы победить антихриста и наказать тех, кто злыми делами вызвал гнев Его, и они, как засохшее неплодное древо, будут ввержены в огонь, а праведников Господь сделает наследниками Небесного Царства. Судить мир будет Судия праведный, неподкупный, нелицемерный, для Которого мерзость не только греховные дела, но и греховные и преступные помыслы. Кто не вострепещет пред лицом такого Судии, имеющего власть ввергнуть каждого из нас в геенну!

Вместе с нами будут с волнением ожидать себе приговора и наши близкие. Трепет за собственную участь безчисленного множества подсудимых наполнит всех невообразимым страхом и смятением. Последний Суд будет страшным обличением безчисленного множества грехов, которые откроются во всей своей наготе, во всем безобразии и преступности. Последний Суд будет страшен множеством свидетелей и обвинителей наших грехов и беззаконий. Все греховные дела и помыслы, которые мы пытались скрыть при жизни, будут открыты свидетелям Суда. Какое отчаяние и ужас, какой стыд и позор ожидает нас на Суде, если мы не покаемся! Перед глазами всего мира, пред ангелами, пред родителями и знакомыми – пред всеми  откроются наши грехи.

Множество содеянных ми зол помышляю, окаянный, и трепещу страшного дне суднаго, — пелось вчера за службой в храме. Последний Суд будет страшен и своими последствиями, так как его приговор будет решительный и окончательный. Для нераскаявшихся грешников он навсегда закроет двери Царства Небеснаго и положит непроходимую пропасть между ними и праведниками. Ужасна участь грешников — претерпевать вечную, безконечную муку.

Мы порой привыкаем слушать и говорить о Суде Божием с каким-то спокойствием и равнодушием, как будто это вовсе не относится к нам. Кто-то из закостеневающих в грехе, может, утешает себя мыслию о милосердии Божием, продолжая грешить: «Господь все простит, не предаст меня погибели». Нет, сколь Господь был милостив, заботясь о нашем спасении, столь Он будет строг и правосуден, так как Царство Божие закрыто для греховной нечистоты, туда не войдет ничто скверное, не войдет туда не имеющий светлой и чистой брачной одежды.

Братие и сестры, вообразим сейчас, что этот страшный миг уже настал и мы стоим перед судилищем Божиим, обличённые во всех содеянных грехах. Куда денем мы свой взор? Подымем ли со страхом и трепетом вверх — там нас обличают тысячи тысяч ангелов и архангелов. Опустим вниз — там ужас огненной бурлящей реки, готовой нас поглотить. Посмотрим одесную и ошуюю — там стоит безчисленное множество праведников и грешников, в трепете и смирении ожидающих последнего грозного решения Судии. Направим свой взор вперед — там встретим взор грозного Судии. Подумаем об этом!

В «Откровении» святой Иоанн Богослов говорит, что на Суде несчастные нераскаявшиеся грешники, чтобы только не видеть Божьего гнева, будут умолять горы и скалы, чтобы те упали на них и покрыли их. И глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящего на престоле и от гнева Агньча (Откр. 6, 16).

На Суде мы увидим Лик Господа, Которого за Его любовь, великие дары и милосердие мы оскорбляли своими грехами, ранили своими страстями и похотями, оплевали непотребными словами и мыслями. Мы увидим и содрогнемся — Кого мы раздражали и оскорбляли, Кому причиняли раны. В Евангелии говорится: воззрят Нань, Его же прободоша (Ин. 19, 37). Каким ужасным покажется нам это зрелище! И не могоша отвещати Ему (Быт. 45, 3), — говорит Святое Писание.

Люди уже видели силу Божьего гнева в потопе, покрывшем всю землю, в небесном огне, попалившем города, наполненные мерзостью блуда. Время второго пришествия Христа, время Суда, апостол называет Днём гнева. Божественный Златоуст, ужасаясь отвратившегося от нас взора Судии больше мук тьмы и ада, говорит: «И геенна, и мучения невыносимы. Но и тьма геенны ничего не значит по сравнению с тем, если видеть то кроткое Лицо отвратившимся и милостивое Око не терпящим нас видеть… Не напрасно Бог угрожает нам геенной и через это делает ее несомненной, но чтобы страхом сделать нас лучшими».

На Суде предстанут не только великие наши грехи, но и самые малые. Там мы не сможем скрыть или обмануть, как это делаем теперь. Всё, в чём мы согрешили, даже малейшее помышление, легчайшие ошибки — всё «мы вдруг увидим, — говорит Василий Великий, — все дела будут как бы представшими и явившимися нашему разуму в том самом виде, в своих собственных образах, как каждое было сказано или сделано».

Подумаем, будет ли у нас на Суде какое-нибудь оправдание? В этой жизни Бог дал нам легчайший способ получить прощение всех наших беззаконий и грехов. Стоит только чистосердечно исповедоваться и покаяться. Если мы этого не делаем, то нет нам оправдания перед Богом. Какого мы ждём окончательного решения? С ужасом можем услышать: Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41). О страшный Божий Суд! Несчастный и жалкий нераскаявшийся грешник — откуда и куда ты идешь? От уготованного рая в ад, от света славы — во тьму и вечный огонь и мучения, от Бога к диаволу! Страшно услышать: Идите от Мене!

Кто не забывает о муках, тот не подвергается им, говорят праведники. «Памятование геенны не дает впасть в геенну», — подтверждает святой Иоанн Златоуст. В «Патерике» есть притча: «Один подвижник был сильно искушаем блудом, но Бог, захотевший избавить инока от искушения, внушил ему следующую мысль — прежде чем впасть в грех, приблизить руку к огню. Он не вынес боли и тотчас отнял руку, и тогда помыслил в себе: я не в силах вынести пламень свечи, а ведь, если впаду в грех, буду вечно гореть в геенском пламени мучений — уйди от меня, сатана! Таким образом он победил плоть, посрамил диавола, избежал греха, спас душу». Кто помнит о мучениях, тот может их избежать!

Множество содеянных ми зол помышляю, окаянныи, — поем мы во дни Великого поста. Что сотворим, братие, будучи повинны безчисленному множеству грехов? Как убежим от лютых мук, тьмы кромешной, уз неразрешимых, скорбей и воздыханий? Что сотворим, будучи влекомы в муки геенские, где нет уже ни милосердия, ни покаяния, ни прощения? Ибо пророк Давыд рече: Кто устоит пред лицем гнева Твоего? (Пс. 75) Посему исправим себя, братие, прежде часа страшного – устремимся здесь на подвиги поста и покаяния, чтобы там не плакаться вечно. Наша жизнь, которую дает Господь для спасения души, с каждой минутой тает, и мы приближаемся неумолимо к Страшному Суду и воздаянию за все наши дела. Посему, прежде чем постигнет нас кончина, которой мы не знаем ни дня, ни часа, — принесем слезы и покаяние в наших грехах.

В канун Мясопустной (Сырной) седмицы уместно сказать, что по уставу церковному в это время заповедуется умеренность в пище и питии: преддверием покаяния, предпразднеством воздержания, предочистительною седмицею названо это время в службе Сырной недели, в это время да не осквернимся зле невоздержанием и пиянством. Эта седмица установлена Святой Церковью, чтобы мы приготовили себя к посту и покаянию, вспомнили с сокрушением о своих грехах. Выполняем ли мы это благое установление Святой Церкви? Сырная седмица в миру именуется «масленицей», которая ныне превращена в какой-то языческий праздник. О воздержании в это время нет и помина — только угощения и развлечения. Как часто в эти дни творится греховная вакханалия и дела тьмы: песни, пляски, пьянство, буйство и разгул, языческие обычаи, за которые предстоит дать ответ перед Богом. Все это порой творят и христиане-старообрядцы, забывая свое высокое звание.

Оставим, братие, эти нехристианские обычаи и в воздержании проведём дни приготовления ко Святому Посту. Будем проводить Сырную седмицу, как учит Святая Церковь: «Отложим всякие непристойные забавы и злые обычаи, памятуя Страшный Суд и праотеческое предание» (из поучения в Сырную неделю).

Итак, егда прии́дет Сын Человеческий в славе Своей, и вси святии ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея́. Так говорит святое Евангелие о начале Страшного Суда: Он сядет на престоле славы Своея сотворити Суд и всех изобличити грешников во всех делах нечестия их (Мф. 25, 31). И соберутся перед Ним все народы, и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ. Праведных (овец) Господь поставит по правую сторону, а нечестивых (козлищ) — по левую. И скажет тем, которые по правую сторону Его: Придите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, а тем, что слева, скажет: Идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его.

Господь, сравнивая праведников с овцами, показывает их кротость и смирение, а сравнивая грешников с козлищами — показывает их наглость и безпутство. Как козлы ходят по скалам и стремнинам, так и грешники ходят над обрывами и пропастями греха путями беззакония, подвергая постоянной опасности свою душу и пренебрегая путями спасения, указанными в Законе Божии. Кротость овец и строптивость козлищ даны им по естеству, то есть в этом они не свободны, а праведники и грешники самовластно избирают свой путь, свободно выбирают добро или зло, потому и дадут ответ на Суде о своих делах Богу.

За что же Бог почитает праведников, стоящих справа от Него? За добрые дела, за человеколюбие и милосердие, поскольку Сам Он сказал: Се даю вам заповедь новую, да любите друг друга; о сем узнают, что вы Мои ученики есте (Ин. 13, 34).

Именуя праведников овцами, Господь засвидетельствовал этим, что они подобны Ему в добродетели, в готовности, как Христос, ради добра идти на смерть, как написано: Яко овча на заколение ведеся (Исх. 53, 7). Тем, кто наследует вечное Царство, присуще проявление любви к ближнему как некое совершенство всех добродетелей. В этой любви праведники проявили милость к нуждающимся, заступаясь за обиженных, поддерживая немощных, посещая болящих и заключённых в темницах, заботясь друг о друге, то есть всеми способами являя ближним свою любовь и милосердие. Праведников принимает Господь в Своё Царство, но эти люди, совершая дела любви, не ожидали, что их отличит Господь. Они недоумевают — как это Он к Себе относит то, что они сделали другим? Поступать по законам любви для них было столь естественно, что они не задумывались, когда так поступали. Добро вошло в их плоть и кровь, и это было не просто послушанием закону, данному извне, а естественным движением души.

Поэтому тот, кто творит дела милосердия, пусть задаст себе вопрос, от сердца ли он поступает или потому, что чувствует это обязанностью, за которую получит воздаяние. И если только по долгу и по закону, то далеко это от милосердия Господа!

Но обратим внимание и на тех, кто не совершал дел человеческой любви. Когда Христос говорит им об этом, то они Его даже не понимают: «Где мы Тебя, Господи, видели? Когда мы Тебя не посетили в больнице или тюрьме? Когда Тебя не накормили, не одели, не утешили в горе?» Они просто не замечали никого вокруг себя, потому что имели холодное равнодушное сердце. Они прожили всю жизнь только для себя, расчетливо и разумно, но, в конечном счете, напрасно и безумно!

Зададим себе вопрос — как мы поступаем по отношению к ближнему? Умеем ли мы любить Господа через человека, проявляя любовь к ближним? Апостол Иоанн сказал: Если кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего, тот лжёт (1 Ин. 4, 20), потому что не можем мы любить невидимого Бога, если не научимся любить живого человека. И если наше сердце закрыто, каменно, замкнуто, если оно пугается при одной мысли, что ближний может потребовать от нас слишком многого, а порой и самую жизнь, то как нам говорить о любви к Богу? Надо сначала учиться иметь сердце теплое, внимательное, соучастное к ближнему, тогда оно откроется как сердце чистое и увидит Бога. Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят! — говорит Господь (Мф. 5, 8).

Господь, конечно, будет судить нас по вере нашей, которую подтверждают наши добрые дела, ибо вера без дел мертва (Иак.2:26). Господь ждет плодов веры — дел любви и милосердия к ближнему. Это и жалость при виде несчастного, коему вы можете помочь, это и сострадание к бедным и сиротам. Даже если мы не настолько богаты, чтобы одевать и кормить, то хотя бы скажем ближнему приветное или утешительное слово, помолимся за больного, нищего, в темнице сущего, тем более за душу, пребывающую в темнице грехов, наставим юного на путь истинный добрым словом и своим личным примером. «Ничего не имеешь? Утешь слезою», — говорит святитель Григорий Богослов. Мы бываем осуждены, не только когда не откликаемся на просьбу о помощи, но и когда не замечаем рядом с собой человеческого горя и нужды. От того, что мы сделали или не сделали для брата своего, зависит наша судьба в Вечности. Не надо ждать, пока нас попросят о помощи, а лучше самому прийти прежде этого зова. Страшный Суд мы предваряем на земле, где проходим как бы экзамен на сострадание и любовь ко Христу, Который устами евангелиста говорит: невозможно любить Бога, не любя братьев своих, ибо, кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (Ин. 4, 20).

Св. Ефрем Сирин призывает нас постоянно готовиться ко встрече с Судией: «Предварим лице Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством. Предварим, пока не пришёл Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не перестанем приносить покаяние, неотступно умолять и готовиться в сре́тение Господу, все вкупе, мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши».

Братие и сестры! Услышав как и за что будет судить нас Господь, совершим дела милосердия и сострадания к нашим во Христе братиям, чтобы на Страшнем Суде они ходатайствовали о нас перед Христом, чтобы по делам милосердия Он узнал нас и мы услышали от Него радостные слова: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34), в чем да поможет нам Бог, Ему же слава во́ веки, аминь!

(55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *