28 октября- Сегодня также мы вспоминаем Александра Егоровича Варламова (1801-1848), композитора, мастера романса.

Он родился в Москве 15 ноября (ст. ст.) 1801 года. Происходил из волошских (молдавских) дворян.
Основная область творчества Варламова — романсы и песни (около 200, в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы «Красный сарафан», «Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»), «Травушка», «Соловушко», «Что отуманилась», «Ангел», «Песнь Офелии«, «Мне жаль тебя», «Нет, доктор, нет», дуэты «Пловцы», «Ты не пой» и т. д.). Большинство из них — на тексты русских поэтов (М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, Н.Г.Цыганова, А.Н.Плещеева, А.А.Фета, С.Е.Раича).

Варламов — один из крупнейших мастеров вокальной лирики первой половины XIX века. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории. Некоторые песни Варламова стали народными («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет»). Щедро одаренный мелодист, Варламов создал сочинения, отличающиеся большим разнообразием, пластичностью вокального тематизма («На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку», «Ах ты, время, времечко» и др.). Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» в 3-х частях (Москва, 1840), первое руководство по вокальному пению на русском языке. Варламов — автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А.Н.Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш.Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А.С.Гурьяновым, 1837); хоров, вокальных ансамблей и др.

(29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *