1 сентября-Мученик Андрей Стратилат, Таврийский

Му­че­ник Ан­дрей Стра­ти­лат был рим­ским во­е­на­чаль­ни­ком при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане. Во вре­мя вой­ны с Си­ри­ей свя­то­му Ан­дрею да­ли ти­тул «стра­ти­лат», то есть глав­но­ко­ман­ду­ю­щий. Вы­брав неболь­шой от­ряд, св. Ан­дрей вы­сту­пил про­тив про­тив­ни­ка. Его во­и­ны бы­ли языч­ни­ка­ми, и сам он еще не при­нял Кре­ще­ние, но уве­ро­вал во Хри­ста. Пе­ред сра­же­ни­ем свя­той Ан­дрей убеж­дал во­и­нов, что язы­че­ские бо­ги – бе­сы, и про­по­ве­до­вал им ис­тин­но­го Бо­га. С ве­рою в по­мощь Бо­жию неболь­шой от­ряд во­и­нов об­ра­тил в бег­ство мно­го­чис­лен­ное вой­ско пер­сов.

Ко­гда св. Ан­дрей вер­нул­ся из по­хо­да с по­бе­дой, то мно­гие ста­ли за­ви­до­вать его сла­ве и до­нес­ли пра­ви­те­лю Ан­тио­ху, что свя­той – хри­сти­а­нин, об­ра­тив­ший ко Хри­сту под­чи­нен­ных во­и­нов. Свя­той, вы­зван­ный на суд, ис­по­ве­до­вал Хри­ста, за что был под­верг­нут пыт­кам. Во­и­нов, быв­ших с ним, рас­пя­ли на де­ре­вьях, но ни один из них не от­рек­ся от Хри­ста.

То­гда им­пе­ра­тор, бо­ясь воз­му­ще­ния вой­ска, от­пу­стил св. Ан­дрея и его дру­жи­ну, но тай­но при­ка­зал под ка­ким-ли­бо пред­ло­гом каз­нить по­рознь каж­до­го. Осво­бо­див­шись, свя­той вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми при­шел в г. Тарс, там они при­ня­ли Кре­ще­ние, а за­тем бы­ли умерщ­вле­ны в уще­лье Тав­ра. Пе­ред смер­тью свя­той Ан­дрей мо­лил­ся за всех, кто бу­дет чтить их па­мять, и про­сил Гос­по­да по­слать лю­дям це­леб­ный ис­точ­ник на ме­сте, где про­льет­ся их кровь. Во вре­мя этой мо­лит­вы му­че­ни­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом. И в тот же миг из зем­ли ис­тек ис­точ­ник.

Епи­ско­пы Петр и Нон, ко­то­рые кре­сти­ли во­и­нов, вме­сте с кли­ри­ком по­греб­ли те­ла му­че­ни­ков. Один из кли­ри­ков, с дав­не­го вре­ме­ни стра­дав­ший от зло­го ду­ха, на­пил­ся из ис­точ­ни­ка и сра­зу по­лу­чил ис­це­ле­ние. Мол­ва об этом раз­нес­лась сре­ди окрест­ных жи­те­лей, и они ста­ли при­хо­дить к ис­точ­ни­ку и по мо­лит­вам св. Ан­дрея и 2593-х му­че­ни­ков по­лу­ча­ли бла­го­дат­ную по­мощь от Бо­га.

Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­тых по­сле­до­ва­ла око­ло 302 г.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА АНДРЕЯ СТРАТИЛАТА И ДРУЖИНЫ ЕГО

Нече­сти­вый Мак­си­ми­ан[1], управ­ляя Во­сточ­ною ча­стью Рим­ской им­пе­рии, воз­двиг по­все­мест­ное го­не­ние на хри­сти­ан. В это вре­мя в Си­рии на­хо­дил­ся один во­е­на­чаль­ник, по име­ни Ан­тиох, че­ло­век же­сто­ко­го ха­рак­те­ра и рев­ност­ней­ший слу­жи­тель идо­лов, ды­шав­ший угро­за­ми и каз­ня­ми на ве­ру­ю­щих во Хри­ста. Ему по­ру­че­на бы­ла им­пе­ра­то­ром власть над всею Си­ри­ею и да­но бы­ло по­ве­ле­ние под­вер­гать пыт­ка­ми и каз­ни хри­сти­ан, для че­го предо­став­ле­но бы­ло в его рас­по­ря­же­ние зна­чи­тель­ное чис­ло ты­ся­че­на­чаль­ни­ков с под­чи­нен­ны­ми им рим­ски­ми вой­ска­ми. В чис­ле дру­гих ты­ся­че­на­чаль­ни­ков, как бла­го­уха­ю­щий цве­ток ли­лии сре­ди тер­нов­ни­ка, под вла­стью Ан­тио­ха был по­сле­до­ва­тель Хри­ста Ан­дрей, ко­то­рый со­дер­жал пер­во­на­чаль­но свя­тую ве­ру во Хри­ста в тайне, а по­том, ко­гда на­сту­пи­ло вре­мя, явил и ее все­му ми­ру, от­кры­то пред все­ми ис­по­ве­дав имя Хри­сто­во. Хо­тя он и не был еще кре­щен, но с твер­дою ве­рою пи­тал в серд­це сво­ем и го­ря­чую лю­бовь ко Хри­сту, укло­ня­ясь от вся­ко­го де­ла, неугод­но­го Бо­гу, и рев­ност­но со­вер­шая де­ла, со­глас­ные с во­лею Бо­жи­ею. За та­кое бла­го­че­стие Бог да­ро­вал ему необык­но­вен­ное му­же­ство и храб­рость в бит­вах, так что по храб­ро­сти и му­же­ству не бы­ло рав­но­го ему во всем рим­ском вой­ске. Не раз он одер­жи­вал бле­стя­щие по­бе­ды над вра­га­ми и поль­зо­вал­ся сре­ди во­и­нов боль­шею сла­вою и по­че­том, чем про­чие пол­ко­вод­цы.

Од­на­жды зна­чи­тель­ные си­лы пер­сид­ско­го вой­ска, воз­буж­дая про­тив Ан­тио­ха вой­ну, сде­ла­ли вне­зап­ное на­па­де­ние на Си­рию. Вслед­ствие неожи­дан­но­сти на­па­де­ния пер­сов Ан­тиох был в боль­шой тре­во­ге. Но вспом­нив о доб­лест­ном ты­ся­че­на­чаль­ни­ке Ан­дрее, он по­спеш­но при­звал его к се­бе, по­ру­чил ему вме­сто се­бя глав­ное на­чаль­ство над вой­ском и, на­име­но­вав его Стра­ти­ла­том, то есть стар­шим на­чаль­ни­ком над во­е­на­чаль­ни­ка­ми, по­ве­лел вы­сту­пить с вой­ска­ми про­тив на­пав­ших на стра­ну вра­гов и оста­но­вить их дви­же­ние, при­чем ска­зал ему:

– Твое му­же­ство и храб­рость твоя на войне из­вест­ны не толь­ко мне, но о них хо­ро­шо зна­ет и сам им­пе­ра­тор; вот по­че­му я и по­чтил те­бя та­ким вы­со­ким зва­ни­ем. Итак, я по­ру­чаю те­бе эту неожи­дан­но воз­ник­шую вой­ну. Возь­ми вой­ско, на­чаль­ствуй над ним вме­сто ме­ня и по­ста­рай­ся еще боль­ше уве­ли­чить ту сла­ву, ко­то­рую име­ешь.

При­няв та­кое по­ру­че­ние, во­ин Хри­стов свя­той Ан­дрей не ра­ди сво­ей лич­ной сла­вы, но ра­ди сла­вы име­ни Иису­са Хри­ста же­лал вы­сту­пить про­тив вра­гов с по­до­ба­ю­щею доб­ле­стью, но, упо­доб­ля­ясь древ­не­му Ге­део­ну (Суд.7:1) из мно­го­чис­лен­но­го рим­ско­го вой­ска он вы­брал се­бе для вой­ны толь­ко неболь­шое чис­ло во­и­нов, хо­ро­шо зная из­ре­че­ние свя­то­го ца­ря Да­ви­да, что Гос­подь «не на си­лу ко­ня смот­рит Он, не к быст­ро­те ног че­ло­ве­че­ских бла­го­во­лит, – бла­го­во­лит Гос­подь к бо­я­щим­ся Его, к упо­ва­ю­щим на ми­лость Его» (Пс.146:10-11). Вы­бор свя­то­го Ан­дрея пал на тех, ко­их ука­за­ла ему бла­го­дать Бо­жия та­ин­ствен­ным дей­стви­ем вдох­но­ве­ния на серд­це его, и вы­сту­пил с ни­ми про­тив вра­гов. Уви­дев весь­ма зна­чи­тель­ные си­лы про­тив­ни­ков, ко­то­рые, как са­ран­ча, на­па­ли на си­рий­скую об­ласть, свя­той Ан­дрей стал укреп­лять сво­их во­и­нов для му­же­ствен­ной борь­бы, чтобы они при ма­ло­чис­лен­но­сти сво­ей не устра­ши­лись мно­го­чис­лен­но­го пер­сид­ско­го вой­ска, и так как все во­и­ны его по­кло­ня­лись идо­лам и ни один из них не был еще хри­сти­а­ни­ном, то он пред­ло­жил им по­знать еди­но­го, все­мо­гу­ще­го и в вой­нах страш­но­го Бо­га, ока­зы­ва­ю­ще­го все­силь­ную по­мощь ве­ру­ю­щим в Него. Он ска­зал им:

– Бра­тья и дру­зья мои! те­перь вы на де­ле мо­же­те убе­дить­ся, что язы­че­ские бо­ги – бе­сы. Бу­дучи са­ми бес­силь­ны­ми, они ни­ко­му и по­мочь не в со­сто­я­нии, но есть еди­ный ис­тин­ный Бог, Ко­то­ро­му я слу­жу, Ко­то­рый со­тво­рил небо и зем­лю. Он – все­мо­гущ, и всем, кто при­зы­ва­ет Его, Он по­сы­ла­ет ско­рую по­мощь: де­ла­ет та­ких силь­ны­ми на войне и вра­гов об­ра­ща­ет пред ни­ми в бег­ство. Вот, как вы и ви­ди­те, про­тив нас идут мно­го­чис­лен­ные пол­ки вра­гов, ко­то­рые по сво­ей мно­го­чис­лен­но­сти го­раз­до силь­нее нас, но ес­ли вы от­верг­не­те ва­ших су­ет­ных бо­гов и вме­сте со мною при­зо­ве­те еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, то вы тот­час же уви­ди­те, что вра­ги ис­чез­нут пред ва­ми по­доб­но то­му, как ис­че­за­ет ка­кой-ни­будь дым или пыль.

Ко­гда свя­той ска­зал это, все быв­шие с ним во­и­ны по­ве­ри­ли сло­вам его и, при­звав на по­мощь Хри­ста Бо­га, сме­ло бро­си­лись на вра­гов. Про­изо­шла жар­кая бит­ва, и во­и­ны свя­то­го Ан­дрея одер­жа­ли бле­стя­щую по­бе­ду, так как по ве­ре и мо­лит­вам свя­то­го в по­мощь им яви­лась свы­ше неви­ди­мая си­ла, ко­то­рая на­ве­ла страх на вой­ска пер­сов и при­ве­ла их в рас­строй­ство, и они, от­сту­пив, об­ра­ти­лись в бег­ство, а вой­ско рим­ское, пред­во­ди­тель­ству­е­мое свя­тым Ан­дре­ем, пре­сле­дуя их, ме­ча­ми сво­и­ми по­се­ка­ло го­ло­вы пер­сов, как по­се­ка­ют сер­пом ко­ло­сья. Та­ким об­ра­зом и про­изо­шла при по­мо­щи си­лы Хри­сто­вой слав­ная по­бе­да рим­лян над пер­са­ми. Ко­гда вра­ги бы­ли про­гна­ны, то все во­и­ны, быв­шие с свя­тым Ан­дре­ем, при ви­де та­кой неожи­дан­ной по­бе­ды, одер­жан­ной при по­мо­щи Хри­ста, уве­ро­ва­ли в Него, а свя­той Ан­дрей стал, на­сколь­ко мог, утвер­ждать их в ве­ре, разъ­яс­няя им пра­вые пу­ти, при­во­дя­щие ко спа­се­нию. Тор­же­ствен­но воз­вра­тясь с вой­ны, свя­той Ан­дрей и его во­и­ны, увен­чан­ные сла­вою, всту­пи­ли в го­род Ан­тио­хию.

Меж­ду тем неко­то­рые из за­вист­ли­вых во­е­на­чаль­ни­ков, за­ви­дуя доб­ле­сти и сла­ве свя­то­го Ан­дрея, до­нес­ли на него Ан­тио­ху, со­об­щив ему, что стра­ти­лат Ан­дрей чтит рас­пя­то­го Бо­га. Услы­шав это, Ан­тиох при­шел в силь­ный гнев и по­слал к нему неко­то­рых на­чаль­ству­ю­щих му­жей из во­ен­но­го зва­ния узнать от него, спра­вед­ли­во ли то, что о нем го­во­рят. Узнав­ши, что всё это дей­стви­тель­но спра­вед­ли­во, Ан­тиох от­пра­вил сно­ва по­слов к Ан­дрею от­ча­сти с уве­ща­ни­я­ми, а от­ча­сти с угро­за­ми и на­по­ми­на­ни­ем ему о сво­ей нетер­пи­мо­сти к хри­сти­а­нам и, на­ко­нец, ве­лел по­слан­ным ска­зать ему:

– Ты хо­ро­шо зна­ешь, ка­кой му­чи­тель­ной каз­ни я пре­дал сы­на По­ли­евк­то­ва, Ев­фи­мия, и вме­сте с ним мно­гих дру­гих по­сле­до­ва­те­лей хри­сти­ан­ской ве­ры. Ни­ко­го из них я не по­ща­дил. На что же по­сле это­го рас­счи­ты­ва­ешь ты и на что на­де­ешь­ся, воз­да­вая бо­же­ское по­чи­та­ние Че­ло­ве­ку, Ко­то­рый был рас­пят на Кре­сте?

Ко­гда по­слан­ные от Ан­тио­ха при­шли с та­ким по­ру­че­ни­ем к свя­то­му и пе­ре­да­ли ему эти сло­ва, то он ска­зал им в от­вет:

– Сло­ва Ан­тио­ха бо­лее обод­ря­ют ме­ня, неже­ли устра­ша­ют: ибо ес­ли те, о ко­то­рых он на­по­ми­на­ет мне, бу­дучи пре­да­ны же­сто­ким му­че­ни­ям, ста­ли его по­бе­ди­те­ля­ми и в вен­цах му­че­ни­ков пред­ста­ли Хри­сту Бо­гу, то по­че­му же и мне не быть вер­ным ра­бом мо­е­го Иису­са Хри­ста, чтобы вме­сте с ни­ми, по­стра­дав­ши­ми за Него преж­де ме­ня, удо­сто­ить­ся на­сле­дия в цар­стве Его?

По­сле то­го, как по­слан­ные со­об­щи­ли Ан­тио­ху этот от­вет свя­то­го Ан­дрея, он ис­пол­нил­ся яро­сти и по­слал к свя­то­му во­и­нов с при­ка­за­ни­ем свя­зать и при­ве­сти его к се­бе. Сев­ши на су­дей­ское ме­сто, он ве­лел свя­то­му Ан­дрею от­кры­то пред все­ми объ­явить, же­ла­ет ли он под­чи­нить­ся цар­ско­му по­ве­ле­нию или на­ме­рен слу­жить сво­е­му Бо­гу. То­гда свя­той, стоя на этом нече­сти­вом су­ди­ли­ще, пред ли­цом Ан­ге­лов и лю­дей гром­ким го­ло­сом сме­ло ис­по­ве­дал Хри­ста ис­тин­ным Бо­гом, а се­бя ра­бом Его. По­сле это­го му­чи­тель немед­лен­но при­ка­зал при­не­сти мед­ное ло­же и силь­но рас­ка­лить его, дабы жечь на нем Хри­сто­ва во­и­на. Ко­гда ло­же бы­ло рас­ка­ле­но до то­го, что от него от­ска­ки­ва­ли ис­кры, то Ан­тиох ска­зал му­че­ни­ку:

– Ан­дрей, ты мно­го по­тру­дил­ся на во­ин­ской служ­бе, по­се­му сле­ду­ет те­бе по­сле столь­ких тру­дов от­дох­нуть на этом ло­же.

Свя­той му­че­ник, не ожи­дая, по­ка па­ла­чи возь­мут его, немед­лен­но же сам снял с се­бя одеж­ды, по­спеш­но взо­шел на ло­же и, лег­ши, про­тя­нул­ся на нем, как бы на мяг­кой по­сте­ли, му­же­ствен­но пе­ре­но­ся жже­ние сво­е­го те­ла. Ощу­щая сна­ча­ла боль, он стал мо­лить­ся Хри­сту Бо­гу, чтобы Он нис­по­слал ему ско­рую по­мощь, и дей­стви­тель­но огонь, по по­ве­ле­нию Бо­жию, немед­лен­но по­те­рял свою си­лу и не мог вре­дить те­лу му­че­ни­ка. В то же вре­мя Ан­тиох по­ве­лел схва­тить и неко­то­рых дру­гих му­жей из чис­ла во­и­нов Ан­дрея и, при­ка­зав при­бить гвоз­дя­ми ру­ки их кре­сто­об­раз­но к де­ре­вам, со­сто­я­щим из че­ты­рех ча­стей, с на­смеш­кой спра­ши­вал их, при­ят­но ли им это? Счи­тая та­кое стра­да­ние за Хри­ста весь­ма при­ят­ным для се­бя, они ска­за­ли:

– О ес­ли бы мы удо­сто­и­лись быть под­ра­жа­те­ля­ми Хри­ста, на­ше­го Гос­по­да, рас­пя­то­го на Дре­ве Крест­ном!

По­сле это­го му­чи­тель сно­ва об­ра­тил­ся к свя­то­му Ан­дрею и спро­сил его, до­ста­точ­но ли он на­ка­зан ог­нен­ным жже­ни­ем и не же­ла­ет ли от­речь­ся от Хри­ста и об­ра­тить­ся к по­чи­та­нию бо­гов. На это му­че­ник от­ве­тил, что же­ла­ет тер­петь до кон­ца, по­то­му что ко­нец вен­ча­ет вся­кое на­ча­тое де­ло; ибо от Хри­ста Бо­га по­лу­ча­ет на­гра­ду не тот, кто хо­ро­шо на­чал свой по­двиг, но тот, кто хо­ро­шо окон­чил его. По­се­му му­чи­тель Ан­тиох по­ве­лел снять свя­то­го Ан­дрея с мед­но­го ло­жа, а его то­ва­ри­щей осво­бо­дить от де­рев и бро­сить в тем­ни­цу, как бы для то­го, чтобы дать им вре­мя на раз­мыш­ле­ние, по­ка не со­гла­сят­ся об­ра­тить­ся к бо­гам, а на са­мом де­ле для то­го, чтобы со­об­щить о них им­пе­ра­то­ру, так как он не ре­шал­ся без ве­до­ма и со­гла­сия по­след­не­го пре­дать каз­ни та­ко­го доб­лест­но­го и са­нов­но­го му­жа, как Ан­дрей, и его то­ва­ри­щей. Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан, по­лу­чив и про­чи­тав до­не­се­ние Ан­тио­ха, на­шел небез­опас­ным от­кры­то каз­нить смер­тью та­ко­го зна­ме­ни­то­го во­и­на и вме­сте с ним дру­гих во­и­нов, ока­зав­ших та­кое необык­но­вен­ное му­же­ство: не про­изо­шло бы от это­го вол­не­ния и мя­те­жа в вой­ске и не воз­ник­ла бы из-за них но­вая вой­на. В от­вет он на­пи­сал Ан­тио­ху пись­мо, в ко­то­ром по­ве­лел от­пу­стить Ан­дрея и его дру­жи­ну, осво­бо­див их от за­клю­че­ния и каз­ни, но в то же вре­мя дал Ан­тио­ху тай­ное по­ве­ле­ние, чтобы он по­сле осво­бож­де­ния Ан­дрея и его то­ва­ри­щей, по­до­ждав немно­го вре­ме­ни, ис­кус­но на­шел за ни­ми ка­кое-ни­будь дру­гое пре­ступ­ле­ние и каз­нил их смер­тью, ес­ли они упор­но оста­нут­ся хри­сти­а­на­ми, как бы не за ве­ру, и при­том чтобы брал их для каз­ни по од­но­му. По­лу­чив от им­пе­ра­то­ра та­кое по­ве­ле­ние, Ан­тиох немед­лен­но же осво­бо­дил свя­то­го Ан­дрея и его то­ва­ри­щей от оков и тем­ниц и от­пу­стил их на сво­бо­ду, при­чем по­ве­лел им оста­вать­ся в том же зва­нии, в ка­ком они бы­ли и преж­де.

Меж­ду тем во­ин Хри­стов, свя­той Ан­дрей, узнав по от­кро­ве­нию Бо­жию о та­ком ко­вар­ном за­мыс­ле нече­стив­цев, тай­но от Ан­тио­ха вме­сте со все­ми во­и­на­ми, уве­ро­вав­ши­ми во Хри­ста (а их бы­ло 2593 че­ло­ве­ка) ушел в ки­ли­кий­ский го­род Тарс[2] к епи­ско­пу это­го го­ро­да Пет­ру для при­ня­тия от него Свя­то­го Кре­ще­ния, так как ни­кто из во­и­нов его и сам он не был еще кре­щен. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни Ан­тиох узнав об ухо­де свя­то­го Ан­дрея и его дру­жи­ны в Ки­ли­кий­скую об­ласть, ис­пол­нил­ся страш­ной яро­сти и гне­ва и, по­со­ве­то­вав­шись с близ­ки­ми к се­бе ли­ца­ми, по­слал пра­ви­те­лю Ки­ли­кии Селев­ку пись­мо, в ко­то­ром пи­сал:

– Я знаю, что ты слы­шал об Ан­дрее, ко­то­рый был ты­ся­че­на­чаль­ни­ком в им­пе­ра­тор­ских вой­сках. Ныне он не толь­ко сам впал в безу­мие, не по­ви­ну­ясь по­ве­ле­ни­ям им­пе­ра­то­ра, но и мно­гих из во­и­нов об­ра­тил к то­му же безу­мию и, как мы слы­ша­ли, бе­жал с сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми в Ки­ли­кий­скую об­ласть. По­че­му, во ис­пол­не­ние по­ве­ле­ния им­пе­ра­то­ра, при­ка­жи схва­тить Ан­дрея и всех, кто на­хо­дит­ся с ним, и, свя­зав, при­шли их к нам. Ес­ли же они взду­ма­ют ока­зать со­про­тив­ле­ние или бе­жать, то при­ка­жи во­ору­жен­ным во­и­нам из­бить их.

Селевк, по­лу­чив от Ан­тио­ха та­кое пись­мо, немед­лен­но разо­слал во все мест­но­сти Ки­ли­кии по­слов раз­ве­дать об Ан­дрее и на­хо­дя­щих­ся с ним во­и­нах и, узнав, что он на­хо­дит­ся в Тар­се, сам с вой­ском от­пра­вил­ся ту­да. В это вре­мя свя­той Ан­дрей, про­ви­дя ду­хом, что вол­ки идут уже на ста­до Хри­сто­во, про­сил Тар­сий­ско­го епи­ско­па, бла­жен­но­го Пет­ра, и дру­го­го епи­ско­па из го­ро­да Ве­реи, по име­ни Но­на, слу­чай­но на­хо­див­ше­го­ся то­гда в Тар­се, немед­лен­но же со­вер­шить над ним и его во­и­на­ми Свя­тое Кре­ще­ние, и епи­ско­пы тот­час же кре­сти­ли свя­то­го Ан­дрея и всю дру­жи­ну его.

При­няв Свя­тое Кре­ще­ние, свя­той Ан­дрей с сво­и­ми спо­движ­ни­ка­ми ушел из Тар­са в мест­ность, на­зы­ва­е­мую Так­са­ни­ты, не по­то­му, что бо­ял­ся смер­ти, ко­то­рой, на­про­тив, очень же­лал ра­ди Хри­ста, но ис­пол­няя по­ве­ле­ние Гос­по­да сво­е­го, вы­ра­жен­ное в сло­вах: «ко­гда же бу­дут гнать вас в од­ном го­ро­де, бе­ги­те в дру­гой» (Мф.10:23). Вско­ре по­сле это­го Селевк с во­ору­жен­ны­ми как на вой­ну во­и­на­ми при­был в Тарс. Не най­дя там Ан­дрея с его дру­жи­ною, он встре­во­жил­ся и да­же из­ме­нил­ся от гне­ва в ли­це, а по­том, ис­пол­нив­шись страш­ной яро­сти, от­пра­вил­ся в по­го­ню за ста­дом Хри­сто­вым. Меж­ду тем свя­тые из вы­ше­ска­зан­но­го ме­ста по­шли в пре­де­лы Ар­ме­нии в го­ры, на­зы­ва­е­мые Тав­рос[3], а Селевк по­всю­ду гнал­ся за ни­ми вслед, ста­ра­ясь на­стиг­нуть их, чтобы пре­дать из­би­е­нию. Про­хо­дя на этих го­рах раз­лич­ные мест­но­сти, свя­тые при­шли в од­но тес­ное ме­сто, со всех сто­рон окру­жен­ное от­вес­ны­ми по­доб­но сте­нам ска­ла­ми…

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *