27 декабря — Свя­тые му­че­ни­ки Фирс, Лев­кий и Кал­ли­ник

Свя­тые му­че­ни­ки Фирс, Лев­кий и Кал­ли­ник по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) в Ке­са­рии Вифин­ской. Свя­той Лев­кий, уко­рив­ший пра­ви­те­ля Кум­ври­кия за неспра­вед­ли­вое пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, по­сле ис­тя­за­ний был усе­чен ме­чом. Свя­той Фирс, при­го­во­рен­ный к же­сто­чай­шим пыт­кам и ис­тя­за­ни­ям, пе­ре­нес их невре­ди­мо и Бо­жи­им из­во­ле­ни­ем мир­но скон­чал­ся. Язы­че­ский жрец Кал­ли­ник, ви­дя му­же­ство и чу­де­са свя­то­го Фир­са, уве­ро­вал во Хри­ста и сме­ло ис­по­ве­дал ис­тин­ную ве­ру, за что и был усе­чён ме­чом.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ ФИРСА, ЛЕВКИЯ И КАЛЛИНИКА КЕСАРИЙСКИХ (ВИФИНСКИХ)

Свя­тые му­че­ни­ки Фирс, Лев­кий и Кал­ли­ник ро­ди­лись в Вифин­ской об­ла­сти[1], а вос­пи­та­лись в го­ро­де Ке­са­рии[2]. По­стра­да­ли они за Хри­ста в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Де­кия[3] сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Один из об­ласт­ных пра­ви­те­лей, по име­ни Кум­ври­кий, при­был в Ке­са­рию из Ни­ко­ми­дии[4] и рев­ност­но утвер­ждал здесь идо­ло­по­клон­ство, усерд­но за­бо­тясь об идоль­ских ка­пи­щах и жерт­вах и о всем, что бы­ло при­ят­но вра­гу че­ло­ве­че­ско­го ро­да – диа­во­лу. К то­му же он при­нуж­дал и всех мест­ных жи­те­лей, од­них при­вле­кая лас­кою, дру­гих устра­шая угро­за­ми. Меж­ду тем в чис­ле ке­са­рий­ских граж­дан был некто Лев­кий, че­ло­век чест­ный, ра­зум­ный, учё­ный и бла­го­род­ный. При ви­де со­вер­ша­ю­щих­ся без­за­ко­ний он силь­но бо­лел ду­шою и раз­го­рал­ся всё бо­лее рев­но­стью по Бо­ге. На­ко­нец, он не в си­лах был та­ить до­лее го­рев­ший в ду­ше его пла­мень рев­но­сти и не за­хо­тел бо­лее скры­вать ис­по­ве­ду­е­мую им ис­тин­ную ве­ру. Неожи­дан­но явил­ся он к пра­ви­те­лю и ска­зал:

– За­чем, Кум­ври­кий, во­ору­жа­ешь­ся ты, несчаст­ный, на свою соб­ствен­ную ду­шу, по­чи­тая бес­чув­ствен­ных и глу­хих идо­лов, и увле­ка­ешь за со­бою к то­му же пе­чаль­но­му за­блуж­де­нию мно­же­ство дру­гих лю­дей? Та­кие лю­ди пред­став­ля­ют­ся бо­лее бес­чув­ствен­ны­ми, чем кам­ни и де­ре­вья, ибо не хо­тят по­знать сво­е­го ис­тин­но­го Бо­га и Спа­си­те­ля и не же­ла­ют хо­дить во све­те, по­ки­нув тьму за­блуж­де­ний.

Безум­ный пра­ви­тель, не вы­но­ся вы­ска­зы­ва­е­мой ему ис­ти­ны, при­шел в ярость от этих слов и тот­час же, без вся­ко­го до­про­са ве­лел под­верг­нуть Лев­кия би­е­нию. Но Лев­кий, доб­ро­воль­но при­ни­мая му­че­ния, бла­го­да­рил Бо­га и тем при­вел му­чи­те­ля в еще боль­шую ярость, за что и был под­верг­нут ис­тя­за­ни­ям до тех пор, по­ка не обес­си­ле­ли бив­шие. Те­ло его, со­кру­шен­ное по­бо­я­ми, из­не­мог­ло, и он мо­лил­ся о пол­ном осво­бож­де­нии сво­ем от те­ла, же­лая пре­ста­вить­ся ко Гос­по­ду. Ис­пол­не­нию се­го же­ла­ния спо­соб­ство­вал сам пра­ви­тель, ко­то­рый ве­лел вы­ве­сти му­че­ни­ка за го­род и от­сечь ему го­ло­ву. Ко­гда му­чи­те­ли ве­ли свя­то­го на казнь, он шел без вся­ко­го стра­ха и сму­ще­ния, ни­чем не об­на­ру­жи­вая в ли­це сво­ем бо­ли и му­ки, но весь си­ял ра­до­стью и бла­жен­ством, как буд­то его ве­ли не на казнь, а на вен­ча­ние. Да­ле­ко за го­ро­дом ему от­сек­ли го­ло­ву, и он ото­шел на небе­са при­нять за по­двиг свой ве­нец нетлен­ный.

(173)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *