4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Смысл сегодняшнего праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, нуждается в наибольшем пояснении.
Итак, родители Девы Марии, долгое время не имея детей, дали обет, что посвятят долгожданного ребенка, который у них родится, Богу. И вот, когда Деве было три года, они привели ее в Иерусалимский храм, при котором она и воспитывалась до совершеннолетнего возраста.
Пресвятая Богородица всю свою жизнь желала посвятить на служение Богу.  И вход Пресвятой Богородицы во храм – это начало Ее служения, служения, которое принесло спасение всему миру. Именно поэтому мы особо отмечаем это событие Ее жизни.
Дева Мария не просто вошла в Иерусалимский ветхозаветный храм. Она была введена во «святая святых» храма – самое святое его место. Это сделал первосвященник Захария, которым руководил Святой Дух.
Во «Святая святых» невидимо присутствовал Сам Господь Бог, «слава Господня» наполняла это место. Об этом говорится в Паримиях (фрагментах Ветхого Завета, которые читались вчера на вечерне). Во «святая святых» не могли входить даже священники, но только один первосвященник и только один раз в год. Что же, Деве Марии, в виде исключения, оказали особую честь?


Скорее, наоборот. Во «святая святых» вошла Та, Которая благодатью превосходила величие «святая святых», — говорится в Каноне праздника, который читался вчера на утрене. (1-й канон, 8 песнь, 4 тропарь). Туда вошла будущая Богородица, Исполнительница «смотрения Зиждителева», как говорится в тропаре праздника Введения, то есть Исполнительница замысла (Промысла) Творца о спасении всех людей от власти греха и смерти через Воплощение от Нее Сына Божия.
По замыслу Творца, Задачей Ветхого Завета, Ветхого Закона являлось подготовить приход Искупителя, Сына Божия, в мир. В  поколениях ветхозаветных праведников Бог созидает Себе дом, чистейшего человека – Пресвятую Деву.  Не случайно их всех Церковь именует «богоотцами», а не только Деву Марию – Богоматерью.
Богородица унаследовала самые добродетельные качества своих предков, и сама всецело, совершеннее всех людей исполняла волю Божию и ни в чем, в отличие от всех других людей,  никогда не согрешила. Она достигла высшей святости, возможной в условиях Ветхого Завета. А после этого уже могло осуществиться дело Искупления, совершить которое способен одно лишь Бог (см: В.Н. Лосский. «Всесвятая»).


В ветхозаветную «святая святых» входит Та, Которая «святая святых большая», как мы поем в древнем Акафисте Пресвятой Богородице (12 икос),  то есть Та, Которая больше «святая святых».
В ветхозаветной «святая святых» пребывал пока еще Неприступный для людей Бог; в Деве Марии же, новозаветной «святая святых», будет пребывать Бог Воплотившийся. Дева Мария не только могла, но и должна была войти во «святая святых», «предъизображая благоволение Божие к человекам»,  «проповедуя спасение человеков», как говоится в тропаре праздника Введения.
Ветхозветный первосвященник, входя во «святая святых» один раз в год с кровью жертвенных козлов и тельцов, приносил Богу жертву за грехи всего ветхозаветного избранного народа. Об этом рассказывается в Послании апостола Павла к Евреям, которое читалось сегодня за Литургией (Евр 9:7).
Однако этот обряд служил лишь напоминанием людям об их греховности и побуждало их к раскаянию. В Ветхом Завете еще не было искупления грехов, а значит, возможности прощения грехов; дорога в рай и в Царство Небесное была для людей закрыта.
В кондаке праздника Введения о Богородице говорится: «Пречистый Храм Спасов… днесь вводится в дом Господень, благодать с собою вводящи». Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы напоминает нам, что именно Богородица ввела в мир Искупителя, а значит, новозаветную благодать прощения грехов и воскресения из мертвых.  От Девы воплотился Христос и, по словам апостола Павла, как Небесный Первосвященник,  раз и навсегда восшел в Небесную «святая святых», на Небо, не с кровью козлов и тельцов, но со Своею собственною Кровью, и обрел для нас вечное искупление от грехов и смерти (Евр 9: 11,12).


Богородица ввела в мир Христа, а значит, и благодать новозаветного духовного совершенства.  И уже в Новом Завете, в Его Церкви, достигла уже не только предела ветхозаветной святости, но и превзошла все вершины святости новозаветной. Первосвященнику подобало ввести Деву Марию во «святая святых» Иерусалимского храма не только как будущее вместилище Самого Бога, но и как будущего самого святого человека на земле.
Перед Богородицей меркнет самое святое место Иерусалимского храма, его «святая святых», и этот образ помогает нам понять, почему в Православной Церкви Богородице воздается совершенно особое почитание, почитание выше всех святых и даже выше ангелов.
Пресвятая Богородица выносила под сердцем Бога,  Воплотившегося Бога, Который дал нам искупление и спасение; и это воплощение стало возможным благодаря «накоплению» святости в поколениях ветхозаветных  праведников, таких, как родители Богордицы Иоаким и Анна и, прежде всего, личному подвигу, личной святости Пресвятой Богородицы.
Именно поэтому мы почитаем Богородицу в высшей степени святой, величаем Ее как  Пре-славную, Пре-святую, Пре-чистую, Пре-непорочную… «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем».

А вы знаете об этом зимнем чуде?
В НОЧЬ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ РАСПУСКАЕТСЯ ВЕРБА!
В канун праздника Введения Во Храм Пресвятой Богородицы, за несколько дней и в ночь с 3 на 4 декабря, около полуночи, на несколько минут, невзирая на любой мороз, распускаются все вербы.

Перед вами одно из трёх ЕЖЕГОДНО совершаемых силой Божией чудес. Оно совершается в канун Введениея Богородицы Во Храм — праздника, празднуемого Православной Церковью 4 декабря. Чтобы стать свидетелем этого чуда, достаточно просто подойти к любой вербе вечером 3 декабря, за 15 — 20 минут до полуночи.


В это время почки вербы обычно покрыты слоем льда, но за 10 — 20 минут до полуночи, они, стремительно набухая и раскрываясь, сбрасывают с себя лёд, издавая хорошо слышимые в ночи щелчки. Чем сильнее мороз, тем громче щелчки. В народе говорят — «верба трещит». Верба начинает распускаться. На некоторых ветках могут даже появиться листочки. А после полуночи (иногда уже через несколько минут) почки начинают закрываться обратно и уменьшаться, и вскоре уже ничего не будет напоминать о чуде, кроме ростков, сбросивших с себя «одёжку». Если распущенную ветку сорвать, она таковой и останется. Наутро в храмах можно видеть множество этих веток — их приносят прихожане. Если такую ветку принести домой и поставить в воду, то она будет продолжать распускаться и далее, но уже в своём обычном темпе, — верба распускается примерно две недели.

Чтобы во всём убедиться, достаточно подойти поздним вечером 3 декабря к любой вербе, лучше большой, примерно около 23:30. Событие год от года имеет разную продолжительность, но его кульминация всегда примерно в 23:50. Если оно раньше начинается, то позже заканчивается, и наоборот. В 2001 г. например, вербы были распущенными уже около 10 — 11 вечера и закрылись только на рассвете. А в 1999 г., наоборот, вербы начали распускаться в 23:45, а в 0 часов уже стали закрываться, причём к 0 ч.15 мин. уже ничто не напоминало о прошедшем.

На этой фотографии – веточки вербы распустившейся 4 декабря!
Это несомненное Чудо относится к многочисленным чудесам Православия. Оно всегда происходит накануне большого православного праздника – ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Тем, кому интересно привожу ниже отрывок из очерка
РАДУГА и ВЕРБА, написанного мною в декабре 2003 года…

Фоторепортаж со службы:

 

  

(50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *