Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе.
Настоятель храма св. великомученицы Варвары в Печерах, в котором служат часть Литургии на эстонском языке для сету (православных эстонцев), протоиерей Евгений Пелешев так сказал об этом событии: «Эстонские святые: епископ Платон (Кульбуш) — эстонец, эстонец и священномученик Михаил Блейве, эстонец архиепископ Николай (Вейсман)… Но не все святые эстонской земли по национальности эстонцы. Святая Церковь не делит православных на народности, у Бога этого нет. Среди Его святых и православные эфиопы, и египтяне, и русские… С первых веков христианства они все «наши»: иерусалимские, греческие, палестинские. Великомученица Варвара — римлянка. Мы тоже не должны делить их по национальности. Для нас главное, что они — святые угодники Божии, что они Богу угодили.
Святой Антоний приплыл из Рима на камне в Новгород, и он чтится Русской Православной Церковью. Мы всех своих святых знаем: от князя Владимира до новомучеников. И они самых разных национальностей. А названия собора святых: эстонские, финские — не по национальности, а в зависимости от того, где человек спасался, где стяжал Святый Дух, где, на какой земле совершал христианские подвиги веры.
«Нет ни эллина, ни иудея», по слову Господа, а кто праведно прожил, тот святой человек. Когда я служил в Эстонии, ни один из эстонских святых не был прославлен. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который был в то время архиепископом Таллинским и Нарвским, собирались жития мучеников и особенно новомучеников, свидетельства о том, как их расстреливали. В основном они пострадали в 1918-1919 годах, когда коммунисты некоторое время управляли в Эстонии».
В XX веке среди сонма мучеников и исповедников Русской Православной Церкви прославились клирики, выходцы из Эстонии, или связанные с этой землей служением Православной Церкви. Пока в Эстонии была советская власть до 1920 года, многие православные священники приняли мученическую смерть, казнённые за проповедь Православия большевиками.
Первый эстонский епископ Рижской епархии мученик Платон (Кульбуш) зверски замучен красногвардейцами. Его арестовали в алтаре храма в Юрьеве, вместе с ним были арестованы протоиерей Николай Бежаницкий, протоиерей Михаил Блейве, сослужившие Владыке, и еще 15 человек. Их допрашивали с 8 января, а расстреляли 14 января 1919 года.
Очевидец событий вспоминает: после того, как отступили красные отряды из Тарту, «в подвале Дворянского кредитного банка лежали убитые, была гора трупов, окровавленных, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых застыл ужас… Вынесли отца Николая Бежаницкого, пастора Хаана, отца Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была выпущена в затылок… Одним из последних вынесли епископа Платона. Он был страшно изуродован, но персты были сложены для крестного знамения. На теле Епископа обнаружили одиннадцать ран от штыка и четыре — от пуль. Отпевали убитых в Тарту».
Светлый, любвеобильный владыка Платон (Кульбуш) похоронен в Таллине.
В 1937 году был расстрелян в Ленинграде уроженец Эстонии протоиерей Карп Эльбе.
Таким образом, история Православия на земле Эстонской достаточно драматична.
Современные эстонцы по вероисповеданию лютеране, но семена христианства были принесены на эту землю в начале XI столетия, после Крещения Руси.
Уже в XIII столетии началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял крестовый поход на земли эстов и ливов.
Немногочисленное православное население подверглось гонениям, которые продолжались вплоть до Реформации, когда в XVI столетии в Эстонии утвердилось лютеранское вероисповедание. Но Православие в Эстонии не исчезло благодаря подвижничеству православных на приграничных территориях Руси.
В знаменитой битве с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в апреле 1242 года благоверный князь Александр Невский защищал не только русские земли и княжества, но и веру Православную. Поэтому Русская Православная Церковь чтит его в Соборе эстонских святых, как покровителя Православия Эстонии и всего Прибалтийского края.
В самой эстонской земле на протяжении веков прославились многие подвижники благочестия и мученики. Мученическую смерть принял во время гонений на Православие пресвитер Никольского храма в Юрьеве (Тарту), уроженец этого города, основанного русским князем Ярославом, священник Исидор Юрьевский. Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника в реку Омовжу, воды который отец Исидор освящал на Богоявление.
Священника утопили вместе с 72 прихожанами, среди которых были и малые дети. Когда немецкий рыцарь попытался вытащить младенца из воды, как рассказывает житие, ребёнок сам бросился в реку к матери.
От притеснений немцев-латинян бежал из Юрьева преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский; покинув родину, он подвизался в Спасо-Елезаровском монастыре, став пламенным исповедником веры Православной. Знаменитый Псково-Печерский монастырь основали выходцы из Эстонской земли православные священнослужители, бежавшие от преследований ливонцев.
В конце 1460-х годов священником-миссионером Иоанном Шестником (преподобный Иона) со своей супругой (преподобная Васса Псково-Печерская) был построен пещерный Успенский храм, давший начало обители. Игумен монастыря, мученик преподобный Корнилий, проповедовал в землях эстонских и дошёл с проповедью до Нарвы.
В начале XVIII века господствовавшие в Прибалтийском крае немцы мешали проповеди Православия, хотя эти территории после Северной войны по Ништадтскому миру отошли России. Тогда принял смерть в Ревельском каземате священномученик митрополит Арсений (Мацеевич) — за протест против произвола светской власти по отношению к Православной церкви.
Святым Эстонской земли является и праведный Иоанн Кронштадтский, чьими трудами, молитвами и финансовыми пожертвованиями был возведен Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, а первыми монахинями монастыря стали крестницы праведного отца Иоанна.
Святые Эстонской земли жили в разное время и в различных исторических условиях, но все они связаны Святым Православием, все они предстатели перед Богом, и каждый из них пример всем нам, как можно и должно в любых условиях оставаться христианином, преданным Православной Церкви даже до смерти.
(199)