27 октября — Яхромская икона Божией Матери.

Во Владимиро-Суздальской земле, недалеко от г. Владимира, в конце XV в. возникла небольшая обитель, прославленная деяниями двух святых — преподобного Космы Яхромского, основоположника монастыря, и святителя Митрофана Воронежского. Главной святыней Косьминой обители была Яхромская чудотворная икона, обретенная в 1482 году ее основателем. По преданию, прп. Косма был сыном «боярина», жившего в «пределах владимирских». Видимо, из-за недостатка средств он был отдан на воспитание «соседу-помещику», «из бояр Секериных», и путешествовал по городам и весям с «господином-боярином», искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем они остановились у реки Яхрени (Яхромы). Когда болящий погрузился в сон, отрок внезапно увидел необычайный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Он заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Богоматери, явившейся на дереве. Взяв св. образ с дерева, он поднес его к болящему, и тот получил исцеление. Следуя небесному внушению, юноша с иконой Богоматери тайно удалился от исцеленного, пришел в Киево-Печерскую обитель и принял постриг. После нескольких лет иноческих подвигов Косьма по откровению Божию, взяв с собой явившуюся ему икону, вернулся на то место, где обрел святой образ, и здесь соорудил церковь во имя Успения Богоматери, в которой поставил чудотворную икону. Сам он поселился возле храма, при котором вскоре образовалась Косьмина обитель.

В XVII столетии, вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен…». Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 году, дальнейшая судьба его неясна.

В XVIII–XIX веках «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения — и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.

В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII столетии вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.

В дни гонений древняя Косьмина обитель была закрыта, но удивительным образом монастырские каменные храмы и братский корпус, построенные в XVII веке свт. Митрофаном Воронежским, стоят и доныне. В то время как десятки церквей в окрестных селах навсегда были стерты с лица земли, остались почти невредимыми храм Нерукотворного Образа и древняя соборная церковь Успения, избежал разрушения надвратный храм Святителя Николая. В 1990-е годы жители села Небылова, в центре которого стоит Успенская обитель, начали возрождать церковно-приходскую жизнь, а вскоре здесь появились и немногочисленные насельники. Главные святыни монастыря по-прежнему мощи прп. Косьмы Яхромского и копия чудотворной Яхромской иконы Богородицы.

(257)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *