По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Кремле начинается комплексная реставрация первого и главного храма — Успенского собора, построенного в 1479 году. Об этом рассказала Е.Ю. Гагарина, генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль».
Нас ожидают открытия
В последний раз собор реставрировали более 40 лет назад. А в 2008 году после инженерно-геодезических и технологических обследований стало ясно, что нужна масштабная реставрация всего здания — от фундамента до крыши.
«Нам удалось полностью изучить все конструкции храма, определить степень их устойчивости и жизнеспособности, — рассказывает Е.Ю. Гагарина. — Эти исследования позволили составить подробный план работ. Они коснутся абсолютно всего — начиная с инженерии, реставрации фресок, исследования всех частей собора и заканчивая решением серьезных проблем с кровлей и со сводами. Музей подготовил все документы, чтобы не частями, а комплексно приводить в порядок сложнейший памятник. Финансирование работ взяла на себя компания «Транснефть»».
По словам Е.Ю. Гагариной, по ходу работ будут издаваться научные труды и книги. Ученые уверены, что предстоит немало открытий. Ведь это будет не просто ремонт и восстановление, но и серьезное научное исследование. Оно продлится более пяти лет, но закрывать собор для посетителей Кремля не будут.
Ковчег, реликварий и символ Русской Церкви
Нынешний храм возвели при великом князе Иване III под руководством выдающегося инженера и архитектора из Болоньи Аристотеля Фиораванти.
«Уникальный статус собора формировался с первой четверти XV века, после погребения здесь митрополита Петра. Его почитание и последующее церковное прославление сделало храм реликварием первого московского святого, предстоятеля Русской Церкви», — рассказывает Е.Ю. Гагарина.
С середины XV века у мощей святителя Петра происходило поставление митрополитов, а потом и патриархов всея Руси. Успенский собор был единственным местом, где могла осуществляться каноническая передача власти русских первосвятителей. При митрополите Ионе собор становится символическим образом всей Русской Церкви. В 1479 году сюда приносят величайшую святыню Русской земли — икону Владимирской Божией Матери, и храм становится для нее «пространственным ковчегом». С 1498 года под его сводами происходит поставление на великое княжение: Иван III торжественно возложил регалии — бармы и шапку Мономаха — на своего внука Дмитрия. С 1547 года собор — место венчания на царство московских царей, а затем и коронования императоров.
«Вся полнота представления о святыне нашла воплощение в архитектурном ансамбле собора, — отмечает Е.Ю. Гагарина. — Он стал образцом для всего соборного строительства. Начиная с XVI века во всех русских монастырях мы угадываем облик Успенского собора».
Как англичанин поправил итальянца
Одна из самых серьезных проблем — неустойчивость фундамента собора: сказывается близость грунтовых вод. А особенности конструкции вызывают необходимость периодического укрепления сводов.
«Первоначально круглые столбы несли своды без подпружных арок, — объясняет заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля профессор А.Л. Баталов. — Крестовые своды как бы перетекали друг в друга, образуя единое пространство. В них и была заложена вся та сложность, с которой столкнулись сначала наши предшественники, а теперь и мы».
По словам профессора, тонкие, в один кирпич, своды пережили пожар 1547 года, события Смутного времени, но к началу царствования Михаила Федоровича Романова пришли в такое состояние, что английский инженер и архитектор Джон Талер принял решение их перебрать и возвести те подпружные арки, которые существуют и сегодня. Эти арки скрепляют весь собор дополнительными металлическими связями. Подобная технология была использована в России впервые.
«При недавнем обследовании собора специалисты пришли к выводу, что необходима срочная реставрация сводов», — говорит А.Л. Баталов.
Царь-освободитель разрешил утепление
Другая проблема — крыша. Чердачное пространство храма настолько низкое, что без разборки кровли невозможно утеплить своды, защитить их от конденсата. Влага — главный враг собора, а для борьбы с ней нужна хорошая вентиляция.
Утеплить Успенский собор пытались еще при Николае I, но не получилось. Император тогда начертал на отчете: «Оставить навсегда холодным». Однако его сын Александр II, более снисходительный к человеческим слабостям, разрешил утепление. И это создало новые проблемы, потому что перепады температуры влияют на состояние святыни.
В 1970-х вся Соборная площадь получила бетонную плиту, на которую уложили покрытие, по которому мы и ходим. Плита подходит к каждому собору, из-за этого требуется ежегодная реставрация порталов. Белый камень цоколя и нижних частей порталов меняют раз за разом, а это очень неудобно. Но предстоящая комплексная реставрация решит проблему: вредоносную плиту вокруг Успенского собора срежут, и это обеспечит сохранность нижних регистров его стен.
Моленные места защитят от вандалов
Еще пять лет назад невозможно было представить себе, что кто-то может забраться на моленное место московских митрополитов, чтобы сделать селфи. Теперь возникла потребность оградить это подлинное белокаменное сооружение 1470-х годов от посягательств такого рода. И это тоже входит в задачу нынешней реставрации, как и установка защитных экранов, которые продлят жизнь святынь, находящихся в местном ряду иконостаса.
Елена Литовченко
http://moseparh.ru/chto-tait-uspenskij-sobor.html
(34)