Избранное

(13)

Дорогие братья и сестры! Икона Страшный Суд заняла своё место в Михайловском приделе нашего храма.

Избранное

Икона Страшного Суда – одна из наиболее насыщенных композиций в христианском искусстве. Образ рассказывает о последних судьбах мира, о Страшном Суде, который будет осуществлен Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. В XVI–XVII веках происходит развитие этого сюжета в русской живописи. В храмах сюжеты Страшного Суда нередко занимают всю западную стену и часть притвора; образа этой иконографии обычно большие по размеру – все это располагает к рассматриванию деталей.
В основу иконографии Страшного Суда, наряду с Откровением Иоанна Богослова, были положены ветхозаветные пророчества, которые описывают Небесный град; евангельские притчи, например, притча о десяти девах. Изображения основывались также на святоотеческих творениях: «Словах» Ефрема Сирина, а также «Житии Василия Нового», согласно которому на иконах изображается келейница Федора, проходившая мытарства. Среди важнейших источников византийской и русской иконографии Страшного Суда особое место занимает «Видение пророка Даниила» (Дан. 7). «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» Ефрема Сирина опиралось на откровения этого ветхозаветного пророка и было положено в основу многих отдельных сюжетов в композиции Страшного Суда: например, изображения трубящих ангелов и огненной реки.

Икона Страшного Суда делится на несколько уровней, или регистров, связанных друг с другом изображениями, которые зрительно объединяют икону в одно композиционное и смысловое целое: так, праведники шествуют в рай, а вверху, в Небесном Иерусалиме, они пируют и «вечно царствуют со Христом». Из пасти адского зверя, сидящего в алой геенне огненной, поднимается вверх длинный извивающийся змей, который олицетворяет грех. На нем – кольца, на которых иногда подписывались названия мытарств. Иногда вместо змея изображается огненная река, которая, как правило, также протягивается по вертикали или по диагонали иконы.
Вверху, в центре, изображение Бога Саваофа, окруженного серафимами. Образ Страшного Суда говорит о последних судьбах мира, поэтому включает изображения, отражающие изменения мира внешнего, описанные в книге Апокалипсис. Небесный свод, украшенный солнцем, луной и звездами, распростерт над изображением Бога Саваофа. Небесный свод подобен на образе свитку: ангелы уже держат его за два конца, готовые к тому, что «небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34: 4; Откр. 6: 14). Также бывают представлены на иконе: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает образ вечного царства праведных, и сюжет, который называют «Мера дел человеческих» в виде весов, на которых лежат свитки, иногда живописно развертывающиеся. Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая часто присутствует тут же в виде фигурки обнаженного юноши.
Особенно большое внимание уделяется в сценах Страшного Суда образам ада.
Изображения рая заметны на иконе благодаря тому, что область рая ограничена на иконе светлыми сферами. Праведники вводятся в рай святыми апостолами Петром и Павлом. Праведники расположены по чинам святости и в то же время представляют собой некое собрание, собор, – они двигают плотными сомкнутыми рядами, так что во втором ряду иногда видны только нимбы святых. При этом среди святых узнаваемы Вселенские святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов; среди мучеников мы видим Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, замечаем равноапостольных царей и князей. Праведники представлены по чинам: пророки, святители, мученики, преподобные – все они движутся к центру, к престолу Божию, на котором покоится Крест. Рай бывает представлен несколькими сюжетами – они хорошо узнаваемы на фоне любой иконы Страшного Суда благодаря белому или золотому цвету клейм. В раю – Богородица с предстоящими ангелами, а иногда и благоразумным разбойником. В непосредственной близости от рая, рядом с Богоматерью, нередко изображается Даниил с ангелом, толкующим видение. Тема рая показана белым цветом фона, райскими деревьями.

А тема Небесного Иерусалима показана через образ золота: «город был чистое золото» – говорится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 21: 18). Святые чинно сидят за золотыми столами с золотыми чашами, а вокруг изображены цветущие деревья. В райском саду, иногда в особом клейме – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с праведными душами на лоне Авраамовом (Лк. 16: 22). Точно так же святые наполняют град Иерусалим, который расположен, как правило, слева в верхнем углу иконы. Апостол Иоанн, повествуя о последних судьбах мира, говорит: «Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах» (Откр. 7: 9). Пир праведников особенно часто изображается в иконописи XVII века. В книге Апокалипсис Небесный град описывается как драгоценность. Но несмотря на то, что художники используют понятные, простые, более земные образы, рай предстает в них как место самодостаточное, благодаря близости Бога и небожителей. Город охраняют огненные серафимы. Град Иерусалим окружен либо белокаменными, либо деревянными стенами. Разнообразные виды этого Небесного Града известны с начала XVI века. Белокаменные стены города имеют ордерные элементы: у городской ограды есть красивые башенки, золотые ворота. Здания могут быть покрыты крышами, а иногда город покрыт килевидными арочками, в которых святые расположены группами, чинами: они изображены пирующими или молящимися.

Образ Страшного Суда связан с грядущим царством праведных. Рай представлен традиционными сюжетами (Богоматерь с ангелами и благоразумным разбойником, райские врата, праведники). Изображение Небесного Иерусалима, известное в русских иконах Страшного Суда с первой половины XVI века, с течением времени становится одним из важнейших элементов композиции, оно напоминает о словах Священного Писания о том, что Христос – краеугольный Камень, а Новый Иерусалим – «город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых» (святитель Андрей Кесарийский). Райские обители уравновешивают сложную композицию, насыщенную различными смыслами. Изображение Небесного Иерусалима более статично, чем иные сюжеты на иконе. Картины рая приковывают взгляд. Образ Богоматери, окруженной ангелами, является поистине молитвенным образом внутри иконы.

(2)

ОБЪЯВЛЕНИЕ!!!

Избранное

Мастерская «Скиния» при храме св. вмч. Димитрия Солунского приглашает всех желающих на первый год обучения.
Вас ждут интересные уроки и увлекательные истории по золотному шитью; вы узнаете, чем были знамениты византийские ризницы и почему нельзя тянуть «канитель».
Начало первого занятия после молебна — 9 ноября в 11:30.
Запись на курс в мастерской храма по субботам с 11:30 до 14:00.
Вход в мастерскую с торца храма.

(6)