НЕДЕЛЯ 2-я ВЕЛИКОГО ПОСТА. Святитель Григорий Палама, архиеп. Фессалонитский.

Все люди любят праздники. Мы долго готовимся к ним, тщательно выбираем подарки, заранее подыскиваем наряд, заказываем за месяц банкетный зал, за несколько недель записываемся на фотосессию. Мы впускаем праздник в свою жизнь задолго до назначенной даты. Поэтому ничего удивительного, что к празднику Воскресения Христова Церковь начинает готовиться за семь недель до торжества. Другое дело, что подготовка это особенная. Она не сводится к праздничному столу, украшению жилья и подаркам. Главное для верующих — подготовить себя, свою душу к этому величайшему событию — Пасхе Христовой, переломной точке всей человеческой истории.
Для этого у Великого поста есть своеобразная «дорожная карта». Каждое воскресеньепосвящено одной из важных тем.
Великий пост начинается ещё в конце Прощёного воскресенья. Чин прощения и примирения — первый шаг на пути к покаянию. Первая неделя или по-славянски, седмица Великого поста проходит под этим знаком. С понедельника по четверг в храмах читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это молитвенный плач из самой глубины сердца. Он полон раскаяния и скорби о совершённых грехах.
Но уже следующее воскресенье называется воодушевляюще — Торжество Православия. Это праздник почитания святых икон. Дело в том, что в восьмом — девятом веках Восточное христианство пережило две волны иконоборчества. Иконоборцы ложно трактовали заповедь «не сотвори себе кумира» и считали святые образы идолами. Иконы и фрески уничтожались, а тех, кто хранил и почитал их, бросали в тюрьмы, пытали и казнили.
Греческая царица Феодора стала инициатором созыва в восемьсот сорок третье году Константинопольского церковного собора на котором иконопочитание было восстановлено.
День Торжества Православия напоминает, что Церковь вот уже две тысячи лет, от самих апостолов сохраняет неизменным Слово Божие.
Во второе воскресеньеВеликого поста Церковь вспоминает того, кто сформулировал и обосновал учение о нетварном Божественном Свете. Это святитель Григорий Палама. Он родился в тысяча двести девяносто шестом году в знатной семье. Григорий получил блестящее образование, но в двадцать лет решил стать монахом и ушёл на Афон, в монастырь Ватопед. Там он сосредоточил внимание на практике внутренней молитвы. Смысл её заключается в том, чтобы молиться непрестанно, в сердце, независимо от того, что человек делает в данный момент. Эта традиция получила название «исихазм», что по-гречески значит — молчание, покой. Святитель Григорий также отстаивал мнение, что непрестанная молитва и соблюдение церковных таинств могут привести к реальному общению с нетварной Благодатью Божией, Его «энергией». Причём, как на духовном, так и на физическом уровнях.
Удивительно то, что Григорий Палама стремился к монашескому уединению, но ему довелось пережить бегство от турецких захватчиков, обвинения в ереси, тюремное заключение. Архиепископ Григорий побывал посредником и миротворцем в гражданской войне, и пленником у пиратов.
Церковь приводит в пример святителя Григория Паламу как человека, который несмотря на все невзгоды и испытания, сумел сделать Христа центром своей жизни.

(28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *