14 мая-Икона Богородицы Царевококшайская (Мироносицкая).

Из из­вест­ных в на­сто­я­щее вре­мя чу­до­твор­ных икон Бо­жи­ей Ма­те­ри толь­ко три ико­ны вы­ре­за­ны на камне: Жи­ро­виц­кая, явив­ша­я­ся в 1470 го­ду; Лес­нин­ская, об­ре­тен­ная в 1683 го­ду и «Ми­ро­но­сиц­кая». На­име­но­ва­ние «Ми­ро­но­сиц­кой» ико­на по­лу­чи­ла от­то­го, что Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на на ней со свя­ты­ми же­на­ми-ми­ро­но­си­ца­ми.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ца­ре­во­кок­шай­ская, или «Ми­ро­но­сиц­кая», бы­ла яв­ле­на кре­стья­ни­ну Ан­дрею Жол­ни­ну 1 мая 1647 го­да близ де­рев­ни Даль­ние Куз­не­цы в 15 вер­стах от г. Ца­ре­во­кок­шай­ска в Ка­зан­ском крае. Ра­бо­тая в по­ле, Ан­дрей за­ме­тил сна­ча­ла яр­кий свет, а за­тем ле­жав­шую на зем­ле ико­ну, «ре­зан­ную на ас­пи­де, об­ло­жен­ную ска­ным се­реб­ром». При по­пыт­ке под­нять ее ико­на ста­ла неви­ди­мой. Огля­дев­шись, ра­бот­ник за­ме­тил ико­ну, сто­я­щую на де­ре­ве и под­дер­жи­ва­е­мую неве­до­мой си­лой. С мо­лит­вой взял Ан­дрей об­ре­тен­ный об­раз и от­нес до­мой к сво­е­му от­цу, где свя­тая ико­на про­сла­ви­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми ис­це­ле­ния. Бо­го­моль­цы сте­ка­лись к ней из всех окрест­ных сел. На ме­сте чу­дес­но­го об­ре­те­ния ико­ны бы­ла воз­двиг­ну­та ча­сов­ня, а сам чу­до­твор­ный об­раз пе­ре­нес­ли в со­бор­ный храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва го­ро­да Ца­ре­во­кок­шай­ска. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он был пе­ре­не­сен в Моск­ву, где так­же явил мно­же­ство чу­до­тво­ре­ний и где с него по цар­ско­му ука­зу был сде­лан спи­сок, по­сле че­го свя­тую ико­ну воз­вра­ти­ли в Ца­ре­во­кок­шайск. В цар­ской гра­мо­те го­су­дарь Алек­сей Ми­хай­ло­вич по­веле­вал во­е­во­де М. Н. Спи­ри­до­но­ву встре­чать об­раз «за гра­дом, в ко­ем ме­сте при­гожь… чест­но свя­щен­ни­ком и диа­ко­ном со об­ра­зы, и со све­ща­ми, и с ка­ди­лы, и со зво­ном, да и сам бы еси со все­ми го­род­ски­ми людь­ми Тот Чу­до­твор­ный Об­раз по­то­мужь встре­тил, а встре­тя по­ста­вил бы еси тот об­раз св. жен Ми­ро­но­сиц в но­вой церк­ви, ко­то­рую цер­ковь по на­ше­му ука­зу ве­ле­но по­ста­вить на том ме­сте, где явил­ся об­раз св. жен Ми­ро­но­сиц. А бу­де та цер­ковь по се вре­мя не со­ору­же­на и не освя­ще­на и тыб тот Чу­до­твор­ный Об­раз по­ста­вил в Ца­ре­во­кок­шай­ском го­ро­де в Со­бор­ной церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, а Про­то­по­па от­пу­стил бы еси к Москве, а как но­вую цер­ковь св. жен Ми­ро­но­сиц со­ору­жат и освя­тят и ты б тот Чу­до­твор­ный Об­раз по­ста­вил в той но­вой церк­ви, да о том к Нам от­пи­сал…».

В сен­тяб­ре 1649 го­да бы­ло на­ча­то стро­и­тель­ство Ми­ро­но­сиц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, а в 1652 го­ду в оби­те­ли бы­ла воз­ве­де­на де­ре­вян­ная цер­ковь во имя свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, пе­ре­стро­ен­ная в на­ча­ле XVIII ве­ка в ка­мен­ную. В ней и пре­бы­вал необык­но­вен­но укра­шен­ный чу­до­твор­ный об­раз. Со­хра­ни­лось его опи­са­ние: «Хра­мо­вой яв­лен­ный об­раз Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и св. жен Ми­ро­но­сиц на ка­ме­ни ас­пи­де об­ло­жен се­реб­ром ска­ным, сни­зу гла­дью и по­зла­щен, в вер­ху – Об­раз Неру­ко­тво­рен­ный Спас, во­круг об­ни­зан жем­чу­гом круп­ным в три ря­да. Во­круг яв­лен­но­го об­ра­за об­ни­за­но круп­ным жем­чу­гом в один ряд, и семь ка­меш­ков про­стых зе­ле­ных вло­же­ны в дос­ку ки­па­рис­ную, из ко­ей пи­са­ны два­на­де­ся­тые празд­ни­ки крас­ка­ми в окла­де се­реб­ря­ном че­кан­ном и по­зла­щен­ном, в ри­зе среб­ря­ной по­зла­щен­ной рез­ной, в се­ре­дине и вкруг об­ни­за­но жем­чу­гом круп­ным, сред­ним и мел­ким…. И та дос­ка вло­же­на во дос­ку-же про­стую ар­шин­ную, рос­пи­сан­ную на крас­ках, – ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Сверх же оной дос­ки – ри­за, ко­ва­ная се­реб­ром и по­зла­щен­ная; на ней – убрус по го­ли трав­ча­той, шит бе­лью. Вкруг с трех сто­рон ни­зан круп­ным и мел­ким жем­чу­гом и звез­да­ми, и узор с раз­ны­ми ка­меш­ка­ми и зер­на­ми ки­тай­ски­ми…». Из опи­си вто­рой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка сле­ду­ет, что к чу­до­твор­ной иконе бы­ли под­ве­ше­ны не со­хра­нив­ши­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни три пе­ле­ны с изо­бра­же­ни­ем свя­тых жен-ми­ро­но­сиц. Чу­до­твор­ная ико­на вре­мя от вре­ме­ни по­нов­ля­лась как в са­мом мо­на­сты­ре, так и за его пре­де­ла­ми. В оби­те­ли хра­нил­ся так­же спи­сок с об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и свя­тых жен-ми­ро­но­сиц.

Пер­во­на­чаль­но Ца­ре­во­кок­шай­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах име­но­ва­лась как «Ми­ро­но­сиц­кая», или «свя­тых жен-ми­ро­но­сиц». Но на­чи­ная с XVIII ве­ка по­яв­ля­ет­ся но­вое на­име­но­ва­ние об­ра­за – «Бо­го­ма­терь Ца­ре­во­кок­шай­ская». При­чи­ной это­му ста­ло, ве­ро­ят­но, то, что об­раз жен-ми­ро­но­сиц на камне был встав­лен «в дос­ку ки­па­рис­ную, из ко­ей пи­са­ны два­на­де­ся­тые празд­ни­ки крас­ка­ми… И та дос­ка вло­же­на во дос­ку-же про­стую ар­шин­ную, рос­пи­сан­ную на крас­ках – ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри» (как сле­ду­ет из опи­си пер­вой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка). Бо­лее позд­ние ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что об­раз на камне был встав­лен во Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Из­вест­но так­же о крест­ных хо­дах с Ца­ре­во­кок­шай­ским об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, ко­то­рые из­дав­на устра­и­ва­лись по мно­гим го­ро­дам По­вол­жья.

В 1994 го­ду Ми­ро­но­сиц­кая оби­тель бы­ла воз­рож­де­на как жен­ский мо­на­стырь, глав­ной свя­ты­ней ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри с встав­лен­ным в нее об­раз­ком на камне с изо­бра­же­ни­ем свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, по­чи­та­е­мым сре­ди пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих чу­до­твор­ным. О ме­сто­пре­бы­ва­нии са­мо­го чу­до­твор­но­го пер­во­об­ра­за по­ка нет ни­ка­ких све­де­ний.

(82)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *