Множество, братья и сестры, праздников у Святой Православной Церкви. Но одни из них она выделяет особенно, и праздники эти называются двунадесятыми. «Двунадесять» по-церковнославянски значит «двенадцать». Двенадцать особых праздников положила Церковь как особые значимые события в духовной жизни всего мира. В сегодняшний день мы празднуем один из таковых праздников — Рождество Пресвятыя Богородицы.
Мы все привыкли, братья и сестры, что День рождения наших сродников — это всегда праздник в семье, это всегда праздник для ближних. Особо почитаются, если это дни родительских дней рождений, когда дети, воздавая благодарность своим родителям, поздравляют и всячески стараются в этот день показать проявление своей любви по отношению к ним.
Некоторые даты рождений тех или иных знаменитых людей — то ли государственных деятелей, то ли людей науки и искусства значатся даже в календаре как особые даты, и даже оставляются дни их рождения в памяти уже после их смерти. И часто встречаем в календаре, что 175 лет со Дня рождения такого-то или такой-то, то есть помнит их общество и помнит дни их рождения.
Так и Церковь Святая особо помнит дни рождества тех, кто для неё явился благодетелем, молитвенником, кто явился примером для подражания в жизни духовной, в стяжании вечного наследия. И как не праздновать сегодняшний День рождения, когда мы сегодня празднуем День рождения Самой Пречистой Богородицы! Божией Матери, Пречистой Девы, Которая послужила величайшему Таинству — Таинству воплощения Второй Ипостаси Святыя Троицы, Бога Слова. И само Рождество Божией Матери, оно связано с особыми событиями, которые Церковь сохранила в своём предании и которое представляет сегодня для нашего внимания как назидание для нашей жизни.
Праведность супружества Богоотец Иоакима и Анны
Среди народа израильского жила престарелая чета — Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода царя Давида, из рода уже обедневшего, и проживал в городе Назарете. Анна же происходила из рода первосвященнического, из колена Левиина. В роде Иоакима были святые мужи, и в роде святой Анны были святые благочестивые люди. Родной сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, была святая праведная Елисавета, впоследствии ставшая матерью Иоанна Предтечи. А Елисавета, мать Иоанна Предтечи и Божья Матерь уже были двоюродными сёстрами. Из этого же рода происходила и Соломия, которая впоследствии названа среди жен-мироносиц в Священном Писании, среди последовательниц Христова учения.
И кто знает, сколько этот святой род хранил в себе мужей и жён благочестивых и праведных. Иоаким и Анна по примеру своих благочестивых предков и сродников также жили благочестиво. Предание церковное сохранило сказание о том, что хотя они и жили бедно, но всегда старались отложить от своего имения две части, которую одну отдавали на содержание храма Иерусалимского как жертву, а вторую часть раздавали нищим, неимущим, сострадая в их беде и скорби, и болезнях. Прилежали посту, прилежали молитве, и во всём, казалось бы, брак их и союз был счастлив, и единодушие среди них было и в семейной жизни, и в жизни духовной.
Безропотное несение «поношения безчадства»
Но была одна великая скорбь. Уже 50 лет они прожили в супружестве, и у них не было детей. Что такое не иметь детей в народе израильском, это видно из цитат Священного Писания и из тогдашних правил жизни народа еврейского. Ведь народу еврейскому было обетование, что семя жены сотрёт главу змия (см. Быт. 3:15), обетование происхождения Мессии из народа израильского. Поэтому дарование детей и продление рода каждый считал благословением Божиим. Говорилось ещё, что жена спасается чадородием, поэтому детей старались иметь как можно больше. И множество детей считалось особым благоволением, особым благословением Божиим.
И наоборот. Неимение детей, пресечение рода — это считалось отъятием благословения Божия за какие-либо тайные грехи от супругов. Поэтому Иоаким и Анна, как говорится и в песнопениях, были «поношением безчадства». Если не говорили в открытую, то с укором смотрели на них, а между собой за спиной говорили, что, видно, есть у них какие-то тайные грехи у них, раз Господь отнял у них потомство и чад и не даёт им Своего благословения на продление их рода.
И вот уже 50 лет прошло такого поношения. Но Иоаким и Анна не озлобились: так же со смирением, с терпением и с постоянством служили Богу и просили Бога, вооружившись верой, сложивши в сердце своём примеры Авраама и других благочестивых мужей, которые уже в престарелом возрасте имели детей своих. И они, вооружившись таковыми примерами и верою, всё молили Бога с постоянством, прося отнять от них поношение и даровать им утешение в детище.
Воздаяние Божие за смирение праведников
И вот Иоаким на один из праздников пришёл в храм Иерусалимский для принесения жертвы Богу. Пришёл он уже с жертвой к храму Господню к алтарю, но священник Рувим, принимавший жертву, говорит: «Не достоит от тебя, наверно, принимать жертву, потому что ты не имеешь благословения в народе израильском. И жертва твоя, видно, Богу неприятна, потому что тайные грехи какие-то ты имеешь». При всём народе были сказаны эти слова Иоакиму, и его душе чистой было больно их слушать. А один из евреев, пришедших также принести жертву, оттолкнул Иоакима со словами: «Я имею детей, а ты не имеешь. Почему же ты впереди меня жертвы приносишь Богу? Отойди и не заступай моего места».
В величайшей скорби, при величайшем смятении своей души не пошёл из Иерусалима в свой город Назарет Иоаким, а пошёл в пустыню, в поле, где паслись стада его. И там, в этой пустыне, предался слезам, предался молитве Богу, наложивши на себя строжайший пост — в течение сорока дней строго постясь и призывая Бога в помощь себе. Призывая в великой скорби, как говорят, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18‒19). Не возроптал он на Бога, не ответил он обидным словом ни священнику, ни тому еврею, который сказал обидные слова. Просто в глубочайшей печали удалился, чтобы излить свою скорбь пред Богом. По словам Давида Псалмопевца, своего предка, «возверзи на Господа печаль свою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику» (Пс. 54:23).
До Анны же, которая ожидала своего супруга с праздника из Иерусалима и которая в недоумении видела уже пришедших с праздника, и не было среди них её мужа, расспрашивая, узнала о том, что произошло в храме Иерусалимском, и что супруг её не возвратился домой, ушёл в пустыню к стадам своим в великой скорби. Её сердце пронзила величайшая боль. Слушая от своих соседей, слушая от своих земляков о таковом рассказе и в их словах видя укор себе, она плакала пред Богом и также молилась, наложивши на себя пост.
И вот вышла она в сад однажды. Её служанка Юдифь, как могла, утешала её. Но что может утешить скорбящую жену, не имеющую утешения по чадородии? Она присела в саду в слезах, подняла очи на небо и увидела в ветках лаврового дерева гнездо с птенцами. Предание говорит, что как оружие сердце её пронзила скорбь, и она возопила, что «Господи, Сыне Израилев, я хуже всякого скота, потому что и птицы, и скот приносят тебе плод в виде своих детей. Я хуже даже земли, потому что земля даже плодоносит, служа Тебе. А я и не имею этого утешения».
В такой величайшей скорби Господь за их праведность, Иоакима и Анну, не оставил. Он явился Анне, сказавши: «Анна, молитва твоя прошла небеса, а слёзы твои предстали пред престолом Божиим. Ты родишь Преблагословенную Дщерь на радость всему миру. А в Ней благословятся все колена земная, через Неё будет спасение миру всему. А имя Её наречеши — Мария».
В величайшей радости Анна из Назарета поспешила в Иерусалим в храм Господень, чтобы воздать благодарение Богу. Заметьте, не было ещё зачатия. Вера двигала Анною в слова небожителя Ангела, явившегося ей. И она поспешила в храм, чтобы воздать благодарение Богу. А Иоакиму явился Архангел Гавриил, так же, как и Анне, и сказал, благовествуя ему о рождении Преблагословенной Дочери от их супружеского союза. В знамение истинности этих слов сказал Архангел: «Спеши в храм Иерусалимский и там, возле Золотых ворот у стен храма найдёшь свою супругу Анну». Иоаким поспешил в Иерусалим и у Золотых ворот нашёл свою супругу, которая стояла и молилась в слезах, благодаря Бога. Вскорости у них зачалась Преблагословенная Дщерь.
«Она родилась от благочестивых родителей»
И в сегодняшний день — День Рождества Пресвятой Богородицы, Она родилась от благочестивых родителей. Не от молодых, юных и невоздержанных, но от родителей, которые прожили в благочестии и которых уже сам возраст уцеломудрил. Родилась от мудрых и благочестивых родителей Та, от Которой воплотится Бог Слова, соткавший Себе плоть из Её Пречистой Плоти действием Духа Святого непостижимым для ума человеческого образом.
Иоаким прожил после Рождества Божией Матери недолго. После введения во храм Пресвятой Богородицы он прожил ещё несколько лет и скончался в возрасте 80 лет. Через два года после него преставилась и праведная Анна в возрасте 79 лет. Последние дни, оставивши свой дом, поселившись возле храма Иерусалимского, где пребывала вместе со своей Дочерью, назидая Её своим материнским благочестием и свою материнскую любовь отдавая Ей с такой силой, потому что знала, что скоро она отойдёт уже от этого мира, и её Дочь Преблагословенная останется одна единственная. Всю любовь, всю силу своего благочестия вложила она в эти краткие годы воспитания Божией Матери, в которые Господь судил пребывать ей со своей Дочерью.
И мы в сегодняшний день, братья и сестры, величая Пречистую Божию Матерь, славя Её Преславное Рождество, которое является великой радостью для всех нас, как День рождения нашей Небесной Матери, Заступницы и Покровительницы, мы, величая Пречистую Божию Матерь, восклицаем в словах величания: «Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое».
«Благочестие наших чад зависит от каждого из нас»
Мы, братья и сестры, должны помнить, что благочестие наших чад зависит от каждого из нас. Воспитание ребёнка начинается, ещё когда он носится во чреве матери, как говорят святые отцы. Как живёт мать в период чревоношения, таким вырастет и чадо. Если мать в это время раздаёт милостыню, часто молится, старается делать добро, старается смиряться, быть кроткой, старается ходить в храм, участвовать в таинствах, то всё это, как добрая печать, на её чадах отлагается и впоследствии благодарностью к матери будет доброе воспитание её чад.
И наоборот. Если мать невоздержана, если нарушает посты и предаётся пьянству, разврату во дни чревоношения, то тогда и ребёнок вырастает, уже рождаясь, несёт в себе черты греховные, черты, которые впоследствии разовьются в страсти — страсти, которые будут губительны для ребёнка. И скорбно будет на них смотреть его матери.
Помните, что ребёнок воспитывается не только благим примером. Это, конечно, очень важно, но ещё и молитвами, ещё и Таинствами Церкви. Старайтесь детей своих причащать Святых Христовых Таин, с детства приучать к исповеди, к осознанию своих ошибок и к стремлению жить чисто и праведно.
Старайтесь молиться за детей своих, потому что «материнская молитва небеса потрясает и со дна моря достаёт». Помните, что молитва материнская имеет особое дерзновение перед Богом. Недаром в чине венчания говорится, что молитвы родителей утверждают дома чад. Ведь недаром, братья и сестры, говорится в Священном Писании: «Хулен от Бога оставивший отца и проклят Господом раздражающий матерь свою» (Сирах. 3:16). Подумайте, какие страшные слова, сказанные в назидание нам, в памятование нам!
«Мы, братья и сестры, должны из сегодняшнего праздника поучаться благочестию, молитвенному предстательству за детей»
Всегда в нашем народе было особое, по заповеди Христовой, уважение к родителям, уважение к родителям, которое выражалось в послушании их чад по отношению к родителям. И сейчас, к сожалению, в период этот, в кавычках, демократический, какое с ног на голову всё ставится. Уже доходит до того, что предлагают нам такой образ американской жизни, что родители не имеют права наказывать своих детей, дети имеют право подавать в суд на своих родителей. Да разве это не безумие?
Соломон в Премудрости своей сказал: «Бей сына в юности, да покоит тебя в старости» (см. Пролог на день 343). А благочестивая пословица народа нашего говорит: «За битого двух небитых дают». И воспитывать надо, пока поперёк кровати лежит, а когда вдоль ляжет, тогда поздно. И будут тогда на таковых нерадивых родителях слова сбываться, что «маленькі діти спати не дають, а великі дихати» — есть такая пословица.
И мы, братья и сестры, должны из сегодняшнего праздника поучаться благочестию, молитвенному предстательству за детей. Если мы уже упустили в молодости что-либо по своему неразумию, то уже осознавши это, что пропущено время, давайте навёрстывать молитвами пред Богом, прося у Бога и ходатайствуя с искренним осознанием своей греховности, своих ошибок, раскаяния в них, просить у Бога помощи в воспитании дальнейшем.
Мы в сегодняшний день, братья и сестры, празднуя рождество Божией Матери, помним, что Она родилась от бесплодных родителей. Примером великой радости было для Божией Матери рождение Иоанна Предтечи от неплодной двоюродной сестры Елисаветы и её супруга Захарии.
Современные случаи исцеления безчадства
Хочется, братья и сестры, сегодня рассказать ещё один случай чудотворения, которое явила наша Пречистая Богородица от чудотворного Своего образа Святогорского. В прошлом году приехал один государственный чиновник. В своё время в молодости по глупости они сделали аборт, убивши своё детище во чреве. В результате этого страшного такого действия у супруги повредили что-то по-женски, и врачи сказали, что она никогда не будет иметь детей. Они надеялись, что, может, какая-то операция, или хотели из сиротского приюта кого-либо взять на воспитание, потому что четырнадцать лет прожили в браке, и услышать таковой приговор было для обоих их неутешительно.
И вот они вдвоём приехали сюда, в святую обитель. У иконы Божией Матери оба поисповедовались, у чудотворной. Поисповедовались в страшном грехе детоубийства, за которым последовало такое вразумление от Бога. Отслужили молебен у чудотворной иконы. Поехавши в Богородичное, они повенчались. Это было год назад. А в этом году, две недели назад, со слезами радости позвонил супруг и сказал, что родилась дочечка, всё естественным путём, и всё как это положено — без всяких хирургических вмешательств родилась. Они назвали её Софией, в честь мученицы Софии, которая празднуется вместе со своими дочерьми 30 сентября. И в этот день намерены они приехать, чтобы свою дочь крестить здесь же, в Богородичном, где они получили благословение на брак.
Помните ещё, братья и сестры, что очень важно, когда родители венчаны. Когда родители венчаны, тогда благословение Божие преподаётся на их супружеский союз. И благодать Божия действует не только в рождении чад их, но и в воспитании их детей. В своё время один старец-батюшка говорил моим родителям, которые были невенчаны, что «запомните, от вашего венчания зависит здоровье ваше, ваших детей и ваших внуков».
«Божия Матерь слышит наши молитвы. Но нужно молиться, братья и сестры, в праведности своей жизни, а не в греховном состоянии»
Это я вам говорю, братья и сестры, слова старческие, но об этом учит и Христос в Священном Писании. Помните, что Божия Матерь зрит на те супружества, не которые в блудном сожительстве без венчания живут, а на те, которые стараются стяжать благодать Божию, помощь Божию через венчание, через узаконенное супружество. И сама Божия Матерь произошла от неплодных родителей, поэтому часто у нашей чудотворной иконы Божией Матери, у Божией Матери, иконы Её Святогорской, люди получают исцеление от неплодия.
Таковых случаев множество уже, братья и сестры. Я только один конкретный недавний пример привёл. А таковой помощи Божией Матери всегда мы видим по подвескам, сколько от чудотворной иконы! И мы должны помнить, что Божия Матерь слышит нас, слышит наши молитвы. Но нужно молиться, братья и сестры, в праведности своей жизни, а не в греховном состоянии, потому что тогда и молитва в недра наши возвратится (см. Пс. 34:13).
А надо стараться через исповедь, через стремление жить по Божьим Заповедям, через любовь к Богу и ближнему, через милосердие стяжать таковое дерзновение, чтобы молитва наша была услышана Богом и Божией Матерью исходатайствована.
В сегодняшний день мы празднуем день Её светлого Рождества. Как в тропаре поётся, «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней». Подумайте, сколько людей Царица Небесная утешила, сколько исцелила, скольким людям подала радость и при земной своей жизни, и по отшествии в Горние обители, от чудотворных Своих икон! Государства целые спасала! Болезни неисцельные исцеляла! Безнадёжным давала утешение и надежду! Скольких Она утешила, братья и сестры!
Лучший дар от нас Царице Небесной в День Её Рождества
И мы в сегодняшний день постараемся Царицу Небесную также утешить. Чем мы Её утешим? Поживши по Заповедям Её Сына. Постараемся, братья и сестры, услышать голос Христов, который к нам говорит: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф. 25:34). А перед этим говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). В кротости, смирении жила Царица Небесная. В кротости, в смирении жили Её благочестивые родители. Любовь к храму, к службам Божиим была красной чертой и в жизни родителей Царицы Небесной, и в Её жизни.
Так и мы должны — в кротости, в смирении, в терпении, в любви к Богу и к храму Божию проводить дни свои. А то, что в нас неправильно, то, что в нас смутительно для души нашей, как грех, то мы должны принести на исповедь, раскаяться пред Богом, испросивши прощения у Него за свою греховность, и постараться вновь жизнь свою строить по примеру святых благочестивых мужей и жен.
В нынешний день, празднуя Рождество Божией Матери, будем молиться и Её святым родителям. Как они воспитали своими молитвами (а молитвы родительские после гроба их действуют) Преблагословенную Дщерь, так дай, Боже, и нам, братья и сестры, быть воспитанным по образу и подобию Божию их материнскими и отеческими молитвами. Недаром они названы Богоотцами, потому что от их Дочери воплотился Бог Слово, и они стяжали славу Богоотцев. На каждом отпусте в церкви поминаются они. Это не просто так, это в память для нас. В память и в подражание им напоминаются их святые имена уже две тысячи лет.
(55)