17 июля — 1918 г. † Евгений Сергеевич Боткин

Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 г. в Царском Селе (ныне город Пушкин) в семье известного русского врача-терапевта, одного из корифеев отечественной терапевтической школы, основателя ее экспериментального направления Сергея  Петровича Боткина. Он был четвертым ребенком Сергея Петровича от первого его брака с Анастасией Александровной Крыловой.
С началом Русско-японской войны (1904) Евгений Сергеевич убыл в действующую армию добровольцем и был назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии.


6 мая 1905 г. доктор Боткин был назначен почетным лейб-медиком императорской семьи, о чем узнал, находясь еще в действующей армии. Осенью 1905 г. Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в Академии. В 1907 г. он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице.
После смерти Густава Гирша царская семья осталась без лейб-медика. Кандидатура нового лейб-медика была названа самой Императрицей, которая на вопрос, кого бы она хотела видеть лейб-медиком, ответила: «Боткина». Когда ей сказали о том, что сейчас в Петербурге одинаково известны два Боткина, сказала: «Того, что был на войне» (Хотя и его брат Сергей Сергеевич тоже был участником Русско-японской войны.) Таким образом, 13 апреля 1908 г. Евгений Сергеевич Боткин стал лейб-медиком семьи последнего российского Императора, повторив путь отца, бывшего лейб-медиком двух русских царей: Александра II и Александра III.
Большевики предложили доктору Боткину оставить Царскую Семью и выбрать себе место работы где-нибудь в московской клинике. Таким образом, один из всех заключенных Дома особого назначения точно знал о скорой казни. Знал и, имея возможность выбора, предпочел спасению верность присяге, когда-то данной царю. Вот как это описывает И.Мейер: «Видите ли, я дал Царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить Наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять».


«…Самый высокий из всех, стоявший сзади Императора и рядом с сидевшим на стуле Алексеем, доктор Боткин машинально сказал: «Значит, нас никуда не повезут». После этого раздались выстрелы. Забыв распределение ролей, расстрельная команда открыла огонь только по Императору. Двумя пулями Боткин был ранен в живот. Он упал. Доктор Боткин был еще жив и спокойно лежал на боку, как будто заснул. Выстрелом в голову я прикончил его» ( Из воспоминаний большевика-палача Янкеля Юровского о  трагедии в подвале Ипатьевского дома).
3 февраля 2016 года Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача.

(45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *