Три пушечных залпа в городе Дюнкерке возвестили о том, что русский царь Петр I прибыл во владения короля Франции. Несколько ранее на пути из Ньюпорта в Дюнкерк царя Петра и его свиту, плывущих на барках по каналам и пересекших границу Франции, в местечкеЗюдкот приветствовал от имени короля и регента королевский камер-юнкер де Либуа.
В приморских городах Дюнкерке и Кале, где царь пробыл с 10 до 23апреля, он самым тщательным образом осматривал укрепления, портовые сооружения, шлюзы и каналы. Он очень сожалел, что мощные укрепления и порт Дюнкерка были незадолго до того срыты по условиям Раштадтского договора: «зело жалка смотреть на руину сей фортеции, а наипаче гавани». Царь совершил прогулку на паруснике, присутствовал на смотре войск, а также побывал на охоте на зайцев.
В Кале царь задержался не только из-за осмотра местных укреплений и гарнизона, но и по случаю празднования Пасхи. В свите царя были священники и певчие. 19 апреляцарь Петр отстоял всенощную в походной церкви, а затем он и его свита усердно разговлялись. При этом все, за исключением самого царя, были пьяны. «Нам объяснили это обычаем их по случаю праздника», — писал француз-очевидец. Царь, хотя и держался с подобающим достоинством, также немало «повеселился» и после Пасхи жаловался в письме к жене на большой расход водки: «а крепиша только одна фляша осталась, не знаю, как быть».
(54)