14 ноября — III в. Святые Косма и Дамиан Азийские. Собор Святых врачей-безсребреников

Народное название дня памяти Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, и матери их преподобной Феодотии (III).
Обычаи, поверья, приметы и наблюдения
Издревле распространено почитание св. врачей-безсребренников Космы и Дамиана на Руси. 1/14 ноября было принято в храмах Косьмы и Дамиана молиться об исцелении от недугов. В наши дни создано Всероссийское общество православных врачей (председатель Исполнительного комитета профессор-кардиолог А.В.Недоступ) предложившее праздновать этот день как Собор православных врачей, которых в православной истории было прославлено очень много. В том числе Церковь празднует целых три святых двоицы Космы и Дамиана.
Простой русский люд называл свв. Косму и Дамиана Божиими кузнецами; мастера кузнечные считали их своими покровителями и потому почитали грехом работать в своих мастерских в день их памяти. Во многих местах в честь Космы и Дамиана исстари бытовал обычай изготовлять к 1 ноябрякакие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим.
По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою, применяясь в этом случае к имени св. Космы, Божьего кузнеца: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам, свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и ставила в зависимость от них заключение брачных союзов. Сковать свадьбу — значило как бы утвердить те невидимые нравственные цепи (взаимные обязанности), какие налагают на себя вступающие в супружество. Наши предки приписывали свв. Косме и Дамиану покровительство над свадьбами, особенно которые совершались в сельском быту около дня памяти этих угодников, благодаря главным образом созвучию имени Космы с народным названием молота кузлом. Совпадение со днем свв. Космы и Дамиана явлений зимней природы послужило основанием для следующих народных примет: «Кузьма закует,а Михайло раскует: Кузьма и Дамиан с гвоздем». Наконец, свв. Косма и Дамиан были известны как хранители кур, поэтому и день их памяти назывался у крестьян Куриным праздником или Куриными именинами. В старину наши предки соблюдали Курятников: хозяйки в Москве 1 ноябрясобирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами и потом рассылали их своим знакомым и уважаемым лицам в виде подарка.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними».
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. К кражам такого рода крестьяне относились снисходительно, потому что они сулили им много кур на будущий год.

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *