22 октября -2001 года, ушел из жизни народный артист СССР Георгий Михайлович Вицин.

Есть актеры, которые, несмотря на огромную зрительскую любовь и признание критиков кажутся недооцененными. Таким был Георгий Вицин – мастер, наделенный драматическим талантом, которого мы знаем как Труса из гайдаевской нерушимой кинотроицы, лучезарного «запасного игрока» Васю Веснушкина, актера, подарившего свой голос несметному количеству мультперсонажей. Георгий Вицин родился в 1918 году в Петрограде, а умер 22 октября 2001 года в Москве.

Будучи с детства болезненно застенчивым, стеснительным, не любил экзамены, краснел и смущался, когда приходилось отвечать на чьи-то вопросы. Поэтому он остановил выбор на профессии актера, которая позволила ему примерять множество образов, быть разным: хорошим и плохим, смешным и грустным. В 1937 году началась работа актера в театре им. Ермоловой, а в 1969 году Вицин перешел в Театр-студию Киноактера. Публике сразу полюбились его киногерои — добрые, отзывчивые, стеснительные, смешные и очень правдивые — то, что было нужно зрителю послевоенных лет.


Вицин пришел в кинематограф уже состоявшимся театральным драматическим актером, сам Григорий Козинцев видел артиста в роли Гамлета, но… зрительский успех его комических персонажей определил дальнейшую актерскую стезю Георгия Михайловича. После «Запасного игрока» были «Женитьба Бальзаминова», «Опекун», «Неисправимый лгун», «Операция Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», где герои Вицина вызывают попеременно то смех то слезы, что еще раз говорит об уникальности дарования великого мастера. Нам жалко его незадачливого вора Хмыря с осипшим срывающимся голосом, Труса, которого в незабываемой сцене герои Никулина и Моргунова насильно держат на проезжей части.
Гайдаевский период — отдельная глава кинематографической жизни актера. Троица Трус-Балбес-Бывалый так приглянулась советскому зрителю, что в дальнейшем кочевала из фильма в фильм, и даже привлекла внимание мультипликаторов, после чего герои, уже нарисованные, появились в роли разбойников в «Бременских музыкантах».
Семидесятые годы стали для Вицина плодотворным периодом: «Джентльмены удачи», «12 стульев», «Земля Санникова», «Не может быть!», и затем, как еще одно подтверждение популярности, народной любви и признания, актер получил приглашение в «Кабачок 13 стульев».
Восьмидесятые годы не были удачными для актера в профессиональном плане. Он снялся всего в 3 фильмах, довольно незаметных и не совсем удачных, не получивших ни зрительского признания, ни положительной оценки собратьев по кинематографическому цеху. В 1990 году Георгий Вицин был удостоен звания «Народный артист СССР». Последнее появление актера в кино состоялось в 1994 году, в картине «Хаги-Траггер». В девяностые актер появлялся в основном в юмористических концертах Театра Киноактера, которому оставался верен. Георгий Вицин ушел из жизни 22 октября 2001 года, после продолжительной тяжелой болезни.
Он прожил долгую и насыщенную кинематографическую и театральную жизнь. Его последнее интервью завершается словами: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает слишком много времени». Его актерский талант был настолько многогранен, что даже после стольких ролей кажется, что что-то все-таки так и не сыграно. Персонажи Вицина — это всегда герои своего времени, будь то оптимистичные и застенчивые романтики или неуклюжие мошенники.
Он был одним из немногих актеров «без возраста»: играл молоденького футболиста в 37, органично смотрелся в роли 70-летнего старика в свои 40 с небольшим, а свою любимую роль Бальзаминова Вицин исполнил, когда ему было почти 50. Еще один бесценный вклад артиста — мультфильмы, где персонажи говорят его голосом, смешным, тоненьким, неизменно узнаваемым, который и придавал образу его героев законченность и особый характер — то комический, то трагический. И даже к озвучиванию мультфильмов актер подходил со всей ответственностью, по системе Станиславского, он ни в коем случае не считал эту работу менее серьезной, чем кино или театр.
Георгий Вицин безумно любил животных, у него в доме жили два попугая и собака, когда актер выходил во двор — к нему за кормом слеталась стая птиц. В последние годы актер жил очень скромно, никогда ни у кого ничего не просил ни в жизни, ни в работе. Одним из самых важных человеческих качеств Вицин считал чувство юмора. По его словам, отсутствие чувства юмора — это болезнь ненормального человека, а смех он считал естественной потребностью человека нормального. Именно поэтому он и посвятил всю свою жизнь жанру комедии — он просто хотел заставить нас смеяться.

(41)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *