Преподобный старец. Из дворян. С детских лет жила в Киеве, воспитывалась своей бабушкой-монахиней в монастыре. Выйдя их монастыря, Дарья и вмиру продолжала жизнь подвижницы — в среду и пятницу не принимала пищи вообще, а в другие дни не вкушала ни мяса, ни молока, ни яиц.
В 1736 г. начинается ее подвижнический путь. Тайно оставив родительский дом, Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась беглым крестьянином. Ей разрешили пребывать в Лавре тайно, на послушании. Через 3 года ей пришлось переехать в Киев. В Киево-Печерской лавре, где она пыталась постричься в монахи под видом крестьянина, ей отказали. И тогда старец Досифей избрал древний вид отшельничества — пещерное житие. За городом, в Китаевской Троицкой пустыни, у подножия высокой горы Китай, где с давних пор подвизались киевские подвижники, Досифей вырыл у вершины горы небольшую пещерку и тайно поселился в ней.
В 1744 г. Киев посетила Императрица Елизавета. Посещая киевские святыни, она побывала и у затворника Досифея. Узнав, что Досифей не пострижен, государыня повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама, на другой день, присутствовала при обряде пострижения. При постриге подвижнику было дано то же имя Досифей. Расставаясь с Досифеем, государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но затворник, проводя Императрицу, положил золото в глиняном черепке у дверей, пока по его совету знакомый крестьянин не отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру, где и представил Духовному Собору. С общего совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея на эти деньги была построена церковь в селении Пирогове.
Среди тех, кто приходил к пещере затворника, был и юный Прохор Мошнин — будущий прп. Серафим Саровский. Старец Досифей одобрил намерение Прохора быть иноком и указал ему на Саров.
— Гряди, чадо Божие, в Саровскую обитель и пребудь там. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там свое земное странствование. Только старайся стяжать о Боге непрестанную память и постоянно призывай имя Его тако: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В том да будет все твое внимание и обучение. Ходя и сидя, и стоя в церкви да будет сие непрестанное твое во устах и в сердце. С ним найдешь покой и приобретешь душевную и телесную чистоту. И тогда вселится в тебя Дух Святой, и управишь жизнь свою во всяком благочестии и чистоте…
Вечером перед смертью он попрощался с братией. Наутро, когда отворили дверь, глазам всех представилась умилительная картина: у образа, перед которым теплилась лампада, стоял на коленях Досифей и, казалось, весь застыл на молитве. В левой руке своей он держал длинную записку, на которой были слова: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братие, не касаясь, предать его обычному погребению».
Братия в точности исполнила прошение затворника. Только по смерти Досифея, когда сестра его во 2-й раз приехала в Киев и стала осведомляться о его жизни и увидела его портрет,— всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных. Старец Досифей был погребен в ограде Киево-Китаевской пустыни, близ Свято-Троицкого храма.
(82)