Вернувшись из Сарова с возросшей верой в силы русского народа, Государь принял две меры, имевшие целью упрочить положение на Дальнем Востоке и устранить в этом вопросе колебания: 30 июля было учреждено наместничество. 16 августаСергей Юльевич Витте был уволен с поста министра финансов.
Учреждение наместничества (причем наместником был назначен адмирал Евгений Иванович Алексеев, уже начальствовавший несколько лет в Квантунской области) — должно было объединить все органы русской власти на Дальнем Востоке для общей цели противодействия ожидавшемуся нападению. Наместнику подчинялись войска, флот и администрация, (включая полосу Китайской Восточной дороги).
Отставка С.Ю.Витте была, по-видимому, для него неожиданной, хотя теперь, на расстоянии, скорее трудно понять, почему она не имела места раньше. Хотя была избрана весьма почетная форма отставки — назначение председателем Комитета Министров (на место скончавшегося в начале лета И.Н.Дурново) — Витте воспринял ее, как личную обиду; и не будет преувеличением сказать, что с этой минуты он сделался личным врагом Государя, хотя, по обстоятельствам момента, и старался временами это скрывать.
(31)