Простившись со всеми прибывшими на проводы лицами, Августейшая семья Императора Николая II вошла в вагон, и в 12 часов 40 минут императорский поезд отправился одним днем в Троице-Сергиеву Лавру.
Город Сергиев Посад принял нарядный, праздничный вид, летний пассажирский вокзал был превращен в роскошный павильон, украшенный национальными флагами, устланный дорогими коврами и декорированный лавровыми деревьями. Весь путь от пассажирского вокзала до обители преподобного Сергия был украшен мачтами с флагами и арками.
В одной из больших арок вблизи посадской Пятницкой церкви были выложены из зелени первые слова Российского государственного гимна «Боже, царя храни!». Каждая арка была украшена по-своему. У Святых ворот обители Царственных путешественников встретил владыка митрополит и ректор Духовной академии епископ Феодор с крестным ходом, хоругвями и иконами. В Троицком соборе, где находится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского – печальника земли русской, августейшие паломники с особым трепетным отношением приложились к святым и целебным мощам своего «кормителя и заступника», которым считали преподобного Сергия их благочестивые предки…
А вечером, по возвращении Августейших паломников в Москву, в Успенском соборе Московского Кремля был отслужен благодарственный молебен по древнему обычаю русских царей дома Романовых.
Религиозный дух богомольных походов «к Сергию» с древних времён формировал духовно-нравственный облик русских царей и цариц, их Августейших детей. Вместе с народом они двигались по одному и тому же «богодвижимому» пути. С единым молитвенным рвением поклонялись чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих.
(65)