17 марта -ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. ИКОНЫ

Иконография торжества Православия сложилась к XIV — XV векам. Византийская икона XIV века — самое раннее дошедшее до нашего времени изображение торжества Православия и почитания икон.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРИОДА ИКОНОБОРЧЕСТВА

Икона торжества Православия знаменует завершение периода иконоборчества. В центре иконописного изображения — икона Богородицы «Одигитрия», что означает «Указующая Путь». В период борьбы с иконопочитанием, говоря об иконе, имели в виду Образ Спасителя, но к XIV веку, когда складывается иконография торжества Православия, такой главной иконой Византии стала икона Девы Марии.

Говоря об особенностях иконописного изображения торжества Православия, стоит отметить, что размещение иконы Богородицы на престоле напоминает о молебне перед этой иконой, который был совершен Константинопольским патриархом Мефодием (788/800 – 847 гг.), императрицей Феодорой, ее сыном Михаилом и всеми верующими христианами 11 марта (в первое воскресенье Великого поста) 843 года в храме Святой Софии. Молебен завершился крестным ходом по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

Икона «Торжество Православия» содержит множество загадок. По сути, это икона об иконе, рассказывающая о завершении периода иконоборчества. Камнем преткновения в VIII — IX веках был вопрос об изобразимости Христа. Почему же здесь изображена огромная икона Богородицы и три маленьких — Спасителя? Любопытно и множество фигур, стоящих в два ряда, учитывая, что некоторые из этих людей не только не стали святыми, но, скорее, наоборот. В центре иконографической композиции крупнее всего изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона стоит на Престоле, ее поддерживают два ангела в красных придворных одеждах

Икона торжества Православия разделена на два ряда. Вверху, слева от иконы Богородицы, — благочестивая императрица Феодора с сыном Михаилом.

Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборцем Львом Армянином (813-820 гг.) в тюрьму, он продолжал в посланиях выступать в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду иконы, в центре, изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (ок. 760-818 гг.) и Стефан Новый, держащие икону Христа. Феофан Исповедник был участником Седьмого Вселенского собора. Когда иконоборчество возобновилось, императором Львом Армянином он был отправлен в ссылку, где умер в заточении. Стефан Новый был монахом с Авксентиевой горы, наставником всего Константинопольского монашества, он призывал не поддаваться ереси иконоборцев, советуя слабым скрываться там, где нет гонений.

Справа от Феофана Сигрианского и Стефана Нового изображен Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия (ок. 730 — 806 гг.), который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора.

Далее изображены два брата, Феодор и Феофан Начертанные (вторая половина VIII века — первая половина IX века). Такое название святые братья получили потому, что на их лицах по приказу императора Феофила раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

Слева от Престола изображена мученица Феодосия (VIII век) с иконой Христа-Эммануила в руках. Феодосия не позволила солдату сбросить медный образ Исуса Христа с ворот Константинополя. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.

В нижнем ряду изображены святые, имеющие отношение к защите икон и иконопочитания, жившие ранее, в VIII веке. Их подвиги и труды являются как бы фундаментом торжества Православия.

(225)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *