О последнем Святом Пророке Ветхого Завета Малахии.
Эта традиция имеет глубокие корни и связана со временем явления в мир великого торжества и чуда – Богоявления Пресвятой Троицы, что свершилось в великий день Крещения Господа нашего Иисуса Христа пришедшего в мир для спасения падшего во грехе человечества. Накануне этого поистине чрезвычайно важного события, столь долго ожидаемого Святыми Патриархами и Пророками Ветхого мира, мы вспоминаем последнего из них – Малахию – Пророка уходящего в вечность мира, предрекшего чрез Духа Святаго великое число уже сбывшихся и грядущих событий мировой истории.
Все эти обстоятельства не могут не разбудить в сердце христианина живого интереса к фигуре столь значимой фигуре Ветхого мира, о которой, к несчастью, мы и теперь знаем не так много.
Малахия родился в Софре (Софа, Суфра) от племени Завулонова происходящего от шестого и последнего сына Иакова от Лии. Это племя владело лучшей частью Палестины (север), что имеет особенно высокое значение для православных христиан, поскольку на этой земле происходили главные события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Назарет, Канна, Тивериада, г.Фавор и другие освященные Его Божественными стопами места лежали в области колена Завулонова.
Имя свое «Ангел» он получил от народа за свою необыкновенную красоту, ангельскую чистоту и потому еще, что много раз беседовал с Ангелом.
Жил Святой Пророк Малахия за 400 лет до Рождества Христова и почил в молодых летах.
Некоторые из толкователей полагают, что Малахия происходил из священнического рода, т. к. в его книге много внимания уделяется современным ему положением священства и богослужения. Даже более того, многие из сказанных Пророком обличительных слов и сегодня можно цитировать для обличения множества пороков уже современной Церкви Христовой. И чем ближе конец мира и приход в мир антихриста, тем явственней воспринимаются современниками слова Пророка Малахии. О об этом позже.
И все же оснований считать Пророка из рода священников недостаточно, поскольку в то время интересоваться положением священства и богослужения мог всякий добрый израильтянин.
Пророк Малахия жил после плена Вавилонского и несколько времени спустя после Пророков Аггея (память (16) 29 декабря и Захарии (память (8) 21 февраля). В то время храм Соломона уже был построен, жертвоприношения совершались полным ходом, но первоначальная ревность к этому великому делу благочестия уже заметно охладела, о чем мы и узнаем у Пророка Малахии в его книге (Мал. I, 6, II, 1 и III, 1, 10,). нравственные недостатки народа еврейского уже были не те, какие составляли предмет обличения Пророков Аггея и Захарии, а скорее приближались к тем, которые существовали во времена Пророка Ездры и благочестивого правителя Неемии, назначенного наместником в Иудее по приказу царя Персии Зоровавеля. Все это происходило в 433 году до Рождества Христова, о чем нам сообщает сам Неемия (Нем. XIII, 6). Свои обличения Пророк Малахия совершил, ведомый Духом Святым, в Иудее во время отсутствия Неемии в Иерусалиме. Т. о. деятельность Пророка Божия падает на эпоху Ездры и его современников, т. е. на пятое столетие до Р.Х.
Предтеча Крестителя и Спасителя
Но своею обличительною проповедью Пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинной теократии Иудеи. Главной целью его служения было приготовить народ к приходу в мир Господа.
Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними Пророками Мессия как Судия грешников и Благодетель для праведников.
Пророк Малахия возвещает то, что Господь придет скоро, что он выступит как Судия для всех вообще людей, в том числе для иудеев. Самое главное в пророчестве Малахии состоит в том, что он приготовляет иудеев к приходу Пророка и Предтечу Господа – нового Илию, который должен обратить израильтян на путь спасения. Его приход обусловлен тем, что ни священники, ни простые иудеи не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет по пришествии Своем всех.
И потому по снисхождении к избранному народу Он посылает им нового Пророка, которым стал Иоанн Креститель – Предтеча Спасителя. Вот почему Единая Святая Соборная м Апостольская Церковь Христова празднует день памяти Святого Пророка Малахии за 3 дня до Собора Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, почитая т. о. предвозвестившего его Пророка, Крестившего в водах Иордана Спасителя мира.
Вся книга Малахии уместилась в еврейской Библии в три главы, однако в Православной Библии книга Пророка Малахии разбита на 4 главы по смыслу содержания каждой.
Пророк Малахий, моли Бога о нас!
(125)