31 декабря — Мученики Севастиа́н и дружина его: Никостра́т, мученица Зо́я, мученик Касто́рий, священномученики Транквилли́н, пресвитер, Маркелли́н, диакон и Марк, диакон, мученики Кла́вдий, Симфориа́н, Виктори́н, Тиву́ртий и Ка́стул

Свя­той му­че­ник Се­ва­сти­ан ро­дил­ся в го­ро­де Нар­боне (Гал­лия), а об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ме­дио­лане. При им­пе­ра­то­рах-со­пра­ви­те­лях Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане (284–305) он за­ни­мал долж­ность на­чаль­ни­ка двор­цо­вой стра­жи. Свя­той Се­ва­сти­ан поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том и лю­бо­вью у во­и­нов и при­двор­ных, ибо был че­ло­ве­ком храб­рым, ис­пол­нен­ным пре­муд­ро­сти, прав­ди­вым в сло­вах, спра­вед­ли­вым в су­де, преду­смот­ри­тель­ным в со­ве­те, вер­ным на служ­бе и во всех по­ру­че­ни­ях. Бу­дучи сам тай­ным хри­сти­а­ни­ном, свя­той мно­го по­мо­гал бра­тьям по ве­ре. За­то­чен­ные в тем­ни­цу бра­тья-хри­сти­ане Мар­кел­лин и Марк, сна­ча­ла твер­до ис­по­ве­до­вав­шие ис­тин­ную ве­ру, под вли­я­ни­ем слез­ных уго­во­ров сво­их ро­ди­те­лей-языч­ни­ков (от­ца Тран­квил­ли­на и ма­те­ри Мар­кии), жен и де­тей по­ко­ле­ба­лись в сво­ем на­ме­ре­нии по­стра­дать за Хри­ста. Свя­той Се­ва­сти­ан при­шел к цар­ско­му каз­но­хра­ни­те­лю, в до­ме ко­то­ро­го со­дер­жа­лись в за­клю­че­нии Мар­кел­лин и Марк, и про­из­нес вдох­но­вен­ную про­по­ведь.

«Доб­лест­ные во­и­ны Хри­сто­вы! Не бро­сай­те зна­ме­ни ва­ших по­бед ра­ди жен­ских слез и не да­вай­те ослаб­ле­ния низ­ло­жен­но­му под ва­ши но­ги вра­гу, дабы он, по­лу­чив опять си­лу, не на­чал с ва­ми борь­бу. Воз­двиг­ни­те же над зем­ны­ми при­стра­сти­я­ми слав­ную хо­ругвь ва­ше­го по­дви­га. Ес­ли бы те, ко­го вы ви­ди­те пла­чу­щи­ми, зна­ли, что есть дру­гая жизнь – бес­смерт­ная и без­бо­лез­нен­ная, в ко­то­рой цар­ству­ет непре­ста­ю­щая ра­дость, то непре­мен­но по­же­ла­ли бы вой­ти в нее с ва­ми и, пре­зи­рая вре­мен­ную жизнь, ста­ра­лись бы по­лу­чить веч­ную. Кто не хо­чет быть слу­жи­те­лем веч­ной жиз­ни, тот и эту вре­мен­ную жизнь по­гу­бит на­прас­но».

Свя­той Се­ва­сти­ан убе­дил бра­тьев ид­ти на му­че­ни­че­ский по­двиг. Речь его по­тряс­ла всех при­сут­ство­вав­ших. Они уви­де­ли, что ли­цо свя­то­го си­я­ет, как у Ан­ге­ла, явив­ши­е­ся семь Ан­ге­лов об­лек­ли его в свет­лую одеж­ду, а Пре­крас­ный Юно­ша бла­го­сло­вил про­по­вед­ни­ка и ска­зал: «Ты все­гда бу­дешь со Мною». Же­на цар­ско­го каз­но­хра­ни­те­ля Ни­ко­стра­та, Зоя, 6 лет на­зад по­те­ряв­шая дар ре­чи, при­па­ла к но­гам свя­то­го Се­ва­сти­а­на и зна­ка­ми про­си­ла ис­це­лить ее. Свя­той осе­нил жен­щи­ну крест­ным зна­ме­ни­ем, – она тот­час же за­го­во­ри­ла и про­сла­ви­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ска­за­ла, что ви­де­ла Ан­ге­ла с рас­кры­той кни­гой, по ко­то­рой свя­той Се­ва­сти­ан чи­тал свою про­по­ведь. То­гда все при­сут­ство­вав­шие уве­ро­ва­ли в Спа­си­те­ля ми­ра. Ни­ко­страт снял око­вы с Мар­кел­ли­на и Мар­ка и пред­ло­жил им скрыть­ся, но бра­тья от­ка­за­лись.

Марк ска­зал: «Пусть тер­за­ют на­ши те­ла лю­бы­ми му­ка­ми; они мо­гут убить те­ло, но ду­шу, во­ин­ству­ю­щую за ве­ру, по­бе­дить не в си­лах». Ни­ко­страт и его су­пру­га про­си­ли Кре­ще­ния. Свя­той Се­ва­сти­ан по­со­ве­то­вал Ни­ко­стра­ту устро­ить так, чтобы Кре­ще­ние со­вер­ши­лось над воз­мож­но боль­шим чис­лом лю­дей. То­гда Ни­ко­страт по­про­сил на­чаль­ни­ка тю­рем Ри­ма, Клав­дия, при­слать к нему в дом всех за­клю­чен­ных. Бе­се­дуя с уз­ни­ка­ми, Се­ва­сти­ан убе­дил­ся, что все они до­стой­ны Кре­ще­ния, и при­звал пре­сви­те­ра По­ли­кар­па, ко­то­рый при­го­то­вил их к та­ин­ству огла­си­тель­ным сло­вом, пред­пи­сал им по­стить­ся, на­зна­чив со­вер­ше­ние та­ин­ства на ве­чер.

В это вре­мя Клав­дий из­ве­стил Ни­ко­стра­та, что его вы­зы­ва­ет рим­ский епарх Агре­стий Хро­ма­тий для объ­яс­не­ния, по ка­кой при­чине в его до­ме со­бра­ны уз­ни­ки. Ни­ко­страт рас­ска­зал Клав­дию об ис­це­ле­нии сво­ей же­ны, и тот при­вел к свя­то­му Се­ва­сти­а­ну сво­их боль­ных сы­но­вей, Сим­фо­ри­а­на и Фе­лик­са. Ве­че­ром свя­щен­ник По­ли­карп кре­стил Тран­квил­ли­на, его род­ных и дру­зей, Ни­ко­стра­та и его се­мью, Клав­дия и его сы­но­вей, а так­же 16 осуж­ден­ных уз­ни­ков. Все­го но­во­кре­щен­ых бы­ло 64 че­ло­ве­ка.

Пред­став пе­ред епар­хом Хро­ма­ти­ем, Ни­ко­страт рас­ска­зал ему, как свя­той Се­ва­сти­ан об­ра­тил их в хри­сти­ан­скую ве­ру и мно­гих ис­це­лил от бо­лез­ней. Сло­ва Ни­ко­стра­та убе­ди­ли епар­ха. Он при­звал к се­бе свя­то­го Се­ва­сти­а­на и пре­сви­те­ра По­ли­кар­па, про­све­тил­ся от них и уве­ро­вал во Хри­ста. Вме­сте с Хро­ма­ти­ем при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние его сын Ти­вур­тий и все до­мо­чад­цы. Ко­ли­че­ство но­во­про­све­щен­ных воз­рос­ло до 1400 че­ло­век. По со­ве­ту хри­сти­ан Хро­ма­тий оста­вил долж­ность епар­ха. В это вре­мя епи­ско­пом Ри­ма был свя­той Га­ий (впо­след­ствии па­па рим­ский, с 283 по 296 год; па­мять его 11 ав­гу­ста). Свя­ти­тель бла­го­сло­вил Хро­ма­тия, чтобы он уехал в свои по­ме­стья на юге Ита­лии вме­сте с пре­сви­те­ром По­ли­кар­пом. Хри­сти­ане, ко­то­рые бы­ли не в си­лах ид­ти на му­че­ни­че­ство, уеха­ли с ни­ми. Свя­щен­ник По­ли­карп был по­слан для утвер­жде­ния но­во­об­ра­щен­ных в ве­ре и со­вер­ше­ния Та­инств. Сын Хро­ма­тия, Ти­вур­тий, же­лал при­нять му­че­ни­че­ство и остал­ся в Ри­ме при свя­том Се­ва­сти­ане. Оста­лись так­же по­свя­щен­ный свя­ти­те­лем Га­и­ем в сан пре­сви­те­ра Тран­квил­лин, Мар­кел­лин и Марк, по­свя­щен­ные в диа­ко­ны, Ни­ко­страт, же­на его Зоя и брат Ка­сто­рий, Клав­дий, сын его Сим­фо­ри­ан и брат Вик­то­рин. Они со­би­ра­лись во двор­це им­пе­ра­то­ра у тай­но­го хри­сти­а­ни­на, са­нов­ни­ка Ка­сту­ла, но вско­ре для них на­ста­ло вре­мя по­стра­дать за ве­ру.

Пер­вой языч­ни­ки схва­ти­ли свя­тую Зою, мо­лив­шу­ю­ся у гроб­ни­цы апо­сто­ла Пет­ра. На су­де она му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ла ве­ру во Хри­ста и по­чи­ла, по­ве­шен­ная за во­ло­сы над гни­ю­щи­ми от­бро­са­ми; те­ло ее бы­ло бро­ше­но в ре­ку Тибр. Явив­шись в ви­де­нии свя­то­му Се­ва­сти­а­ну, она со­об­щи­ла о сво­ей смер­ти. По­сле нее по­стра­дал пре­сви­тер Тран­квил­лин: его языч­ни­ки по­би­ли кам­ня­ми у гроб­ни­цы свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, а те­ло его так­же бро­си­ли в Тибр. Свя­тых Ни­ко­стра­та, Ка­сто­рия, Клав­дия, Вик­то­ри­на и Сим­фо­ри­а­на схва­ти­ли на бе­ре­гу ре­ки, ко­гда они отыс­ки­ва­ли те­ла му­че­ни­ков. Их при­ве­ли к епар­ху, и свя­тые от­ка­за­лись ис­пол­нить его по­ве­ле­ние – при­не­сти жерт­ву идо­лам. То­гда свя­тым му­че­ни­кам при­вя­за­ли кам­ни на шеи и уто­пи­ли в мо­ре. Свя­то­го Ти­вур­тия пре­дал лжехри­сти­а­нин Торк­ват. Не до­бив­шись от­ре­че­ния от Хри­ста, су­дья ве­лел по­ста­вить юно­го Ти­вур­тия на рас­ка­лен­ные уг­ли, но Гос­подь со­хра­нил его: Ти­вур­тий хо­дил по го­ря­щим уг­лям, не чув­ствуя жа­ра. Му­чи­те­ли обез­гла­ви­ли свя­то­го Ти­вур­тия. Неиз­вест­ный хри­сти­а­нин по­хо­ро­нил свя­то­го.

Торк­ват вы­дал так­же свя­тых диа­ко­нов Мар­кел­ли­на и Мар­ка и са­нов­ни­ка Ка­сту­ла. По­сле ис­тя­за­ний Ка­сту­ла бро­си­ли в ров и жи­во­го за­сы­па­ли зем­лей, а Мар­кел­ли­ну и Мар­ку при­гвоз­ди­ли но­ги к пню. Они про­сто­я­ли всю ночь в мо­лит­ве, а утром их прон­зи­ли ко­пья­ми.

По­след­ним был взят на му­че­ния свя­той Се­ва­сти­ан. Его до­пра­ши­вал лич­но им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан и, убе­див­шись в непо­ко­ле­би­мо­сти свя­то­го му­че­ни­ка, при­ка­зал от­ве­сти его за го­род, при­вя­зать к де­ре­ву и прон­зить стре­ла­ми. Же­на са­нов­ни­ка Ка­сту­ла, Ири­на, при­шла но­чью, чтобы по­хо­ро­нить свя­то­го Се­ва­сти­а­на, но на­шла его жи­вым и при­нес­ла в свой дом. Свя­той Се­ва­сти­ан вско­ре из­ле­чил­ся от ран. Хри­сти­ане уго­ва­ри­ва­ли его уда­лить­ся из Ри­ма, но он от­ка­зал­ся. По­дой­дя к язы­че­ско­му хра­му, свя­той уви­дел на­прав­ляв­ших­ся ту­да им­пе­ра­то­ров и пуб­лич­но об­ли­чил их в нече­стии. Дио­кли­ти­ан при­ка­зал от­ве­сти свя­то­го му­че­ни­ка на ип­по­дром и каз­нить. Свя­то­го Се­ва­сти­а­на уби­ли, а те­ло его бро­си­ли в му­сор­ный ров. Свя­той му­че­ник в сон­ном ви­де­нии явил­ся хри­сти­ан­ке Лу­кине и по­ве­лел ей взять те­ло и по­хо­ро­нить в ка­та­ком­бах. Бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка с че­стью по­хо­ро­ни­ла те­ло свя­то­го.

(1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *