*ГЛАВНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРАЗ — СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ.*

Спас Нерукотворный — одна из главнейших реликвий христианского мира. Это не картина и не рисунок. Спас Нерукотворный (Святой Убрус, Мандилион) — это изображение лика Христа, проявившееся на убрусе (полотенце, плате) вследствие прямого контакта со Спасителем.

Как ни странно, нерукотворных образов Христа несколько. Первый плат, переданный царю Авгарю, якобы, самим Христом. Царь Авгарь написал Иисусу Христу письмо о том, что страстно желает увидеть сына Божьего, и отправил художника его нарисовать. Но написать портрет Христа было невозможно из-за ослепительного света, исходящего от него. Тогда Христос приложил к своему лицу плат, и на нем чудесным образом отобразился лик Христа. Этот плат Ананий повез Авгарю.

Второй нерукотворный образ — плат, на который падали слезы Христа во время моления о чаше в Гефсиманском саду. И третий плат еврейки Вероники, который последняя дала Христу во время пути на Голгофу. Протерев лицо платом лик Христа запечатлелся на нем.

И Камулианский плат, который непонятно каким образом оказался плавающим в источнике, где его обнаружила некая Ипатия.

Для христиан 6-10 веков эти реликвии не доказательтва существования Христа. Они в этом не сомневались. И Спас Нерукотворный, его еще называют Мандилион, Авгаря, и плат Вероники, и Камулианский плат — это всё свидетельства чуда, подтверждающего всемогущество Бога. Поэтому чем более история нереальная, тем она более чудесная.

Святой Убрус Авгаря до 944 года находился в Эфесе, где были упоминания о чудесах, сотворенных этой реликвией. Было особое богослужебное почитание Нерукотворного образа. В 944 году императору Константину удалось обменять Спас Нерукотворный. Для Византии это было дело государственной важности. Божественность власти византийских императоров играла первостепенную роль в политическом устройстве. Византийский император — заместитель Иисуса Христа, который на самом деле, по византийскому уставу, является правителем Византии. Даже трон правителя в Константинополе пуст, потому что он ожидает Христа, а действующий император садится на него лишь раз в жизни во время инаугурации.

Связь Византийской империи и Бога была основополагающей характеристикой царской власти. Соответственно, в Константинополе должны были быть реликвии, подтверждающие эту легенду. И сбор реликвий был важным государственным делом. Нерукотворный плат с ликом Христа стал главной ценностью Византии.

Почитание Мандилиона в Константинополе продолжалось вплоть до 1204 года, пока Константинополь не был захвачен крестоносцами и реликвия оказалась в королевской дворцовой капелле Сент-Шапель, во Франции. А в 1793 году во время разорения Сен-Шапель “французскими революционерами-атеистами” Нерукотворный Образ пропал бесследно.

После 1204 года копии Спаса Нерукотворного, и копии копий считались такими же чудодейственными, как и оригинал. Это поразительная способность искусства, точнее человека воспринимать искусство, принимать условности. Изначально ценным был плат, который Иисус Христос держал в руках, затем копии этого плата, затем копии копий, и наконец, простое изображения лика также наделяется чудодейственной силой.

Образ Спаса Нерукотворного достиг и Руси. Как и в Византии, сначала это был главный образ триумфа Христа. Представители царской династии верили в особое заступничество за членов царской семьи.

Спас Нерукотворный охранял и наши города. Именно этот образ изображали над вратами города, а Дмитрий Донской пошел против Орды на Куликовом поле под стягом с ликом Христа. Именно с тех пор стяг стали называть знаменем.

(42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *