С Рождеством Христовым!

Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.

Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.

В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.
Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.

Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.

Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.

Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.

Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.

В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.

Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

(118)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *