С НАЧАЛОМ ПЕТРОВА ПОСТА, БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ! С 24 ИЮНЯ 2019ГОДА ПО 11 ИЮЛЯ 2019 ГОДА.

Петров, или Апостольский, пост начинается в понедельник через неделю после Троицы.  Это период, когда православные ограничивают себя в еде и совершенствуются духовно. Петров, или Апостольский пост, считается летним постом. Он начинается с понедельника через неделю после празднования Троицы (Пятидесятницы). Начало Петрова поста зависит от Пасхи. Поэтому продолжительность поста в разные годы различная: от 6 недель до недели и одного дня. Петровский пост получил свое название в память об апостолах Петре и Павле. Окончание Петрова поста — в праздник святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, если только дата не совпадает со средой или пятницей.  Он был установлен в день освящения храма в Константинополе, воздвигнутого в честь апостолов Петра и Павла.

Более «правильное» название поста — Петропавловский. Но оно слишком длинное и не прижилось в народе. Петров пост летний, в это время от прошлогоднего урожая почти ничего не оставалось, а новый еще не поспел. Народ дал очень меткие названия посту: «петровка-голодовка» и «петровки». Имя Петра в названии поста главенствует. Прежде этот период называли постом Пятидесятницы.
Что можно есть во время Петрова поста?

Во время поста отказываются не только от животной пищи, но и от различных соблазнов и удовольствий, в том числе, и от чревоугодия. Постная еда должна быть простой и здоровой, не требующей затрат денег и времени на ее приготовление. Не стоит забывать и об умеренности в питании. Традиционно в Петров пост не ели мясные и молочные продукты, яйца. Особых ограничений на вареную постную пищу с елеем (растительным маслом) не было. На рыбу налагался запрет по средам и пятницам.

Существуют и более строгие правила питания во время Петрова поста, которые формируют образ смирения.

ПОНЕДЕЛЬНИК. До трех часов от еды желательно воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение (только невареная растительная пища) в девятый час после вечерни. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается употребление рыбы.

ВТОРНИК. Нельзя есть рыбу. Разрешены вареная пища с маслом и немного вина. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

СРЕДА. До трех часов дня от еды следует воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если бывает празднование памяти святого, которому Уставом положена славословная служба, то едят вареную пищу с растительным маслом и разрешено пить вино. Если в этот день совершается празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно принимать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино. Если выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, то едят вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино.

ЧЕТВЕРГ. Нельзя есть рыбу. Разрешена вареная пища с маслом и вино. Все в умеренных количествах. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.
ПЯТНИЦА. До трех часов воздерживаются от приема пищи. Затем едят сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если приходится на празднование памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешена вареная пища с растительным маслом и вино. Если на этот день приходится празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно есть вареную пищу с растительным маслом, рыбу и пить вино. Если совпадает с днем памяти святого, в честь которого освящен храм, то разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.

СУББОТА. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

Рыба разрешается также в дни памяти одного из великих святых или в дни храмовых праздников.

Послабления

Самый строгий пост — это сухоядение, т.е. употребление невареной растительной пищи. Предписания Устава предусматривают послабления для больных, престарелых, младенцев, беременных и кормящих грудью женщин. Допустимо употребление некоторых скоромных продуктов людьми, занятым тяжелым физическим трудом и заключенными. Существуют послабления и для «путешествующих». Особенно оговариваются ситуации, когда для сохранения здоровья приходится снимать ряд ограничений.

Послабления идут в таком порядке: вареная пища, растительное масло, вино, рыба, молочные продукты (и яйца), мясо. Молочные продукты (часть плоти млекопитающих) считаются более скоромной пищей, чем рыба. Дети до трех лет не постятся.

Другие запреты

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Не рекомендуются развлекательные передачи по телевизору, телефонные разговоры по пустякам, чревоугодие, выпивки, всевозможные зрелища, суета, вражда и т.п. Желательно, чтобы в период Петровского поста человек сам составил список тех ограничений, которые он готов добровольно возложить на себя.

реподобный Иустин Сербский говорит, что «невозможно быть человеком и не стремиться к Вечному…»  Человеческая природа имеет в себе некую жажду Бога, желание искать Его и Его познавать! Тертуллиан еще говорил, что «каждая человеческая душа уже по природе — христианка!»

Священное Писание очень ярко показывает и подчеркивает центральное положение человека во Вселенной, потому, что после сотворения мира человек был поставлен Богом господином над всем чувственным миром, священником всего мироздания!

И как состоящий из души и тела, человек объединяет в себе духовный и вещественный миры, т. е. он является малым миром, микрокосмосом, вселенною в миниатюре. Как в зеркале человек таинственно отражает в себе все мироздание и отражает в себе Самого Бога!

Проповедь в Петров Пост Человек , по замыслу Божию — это венец творения, прекрасная заключительная нота, вершина всех созданий Божиих и царственное драгоценное украшение всего Космоса, всей Вселенной, всего Мироздания!

Преп. Макарий Великий прекрасно говорит, что «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души человеческой с Богом и у Бога с душой… Бог сотворил разные твари: сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносные, всякие виды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же не утвердил Господь в них престола, не установил с ними общения. Благоволил же о едином человеке, с ним вступив во общение и в нем почивая!»

Сердце человеческое — это таинственный прекрасный Престол, на котором человек должен приносить Творцу свою главную жертву — сокрушенный дух.

Время любого Поста — это удивительная возможность для каждого из нас еще и еще раз прочувствовать и понять: великое достоинство человека; высоту вышнего звания; «ощутить, — как говорит преп. Антоний Великий, — сладость жизни по Богу». И одновременно ужаснуться от видения глубины нашего падения, нашего добровольного удаления себя от Бога Живаго…

Душа, призванная быть обладательницей всего мира, жалко ползает по земле, довольствуясь тленом и плотью. Сердце, призванное быть умелым огранщиком духовных небесных алмазов, с удовольствием играется стекляшками земных дел и временных наслаждений! Ум, призванный быть Царем с радостью напяливает на себя грязные нищенские одежды срамных помыслов…

«Почетно, но и очень опасно быть человеком», — говорят св. отцы.

Человек пытается закрыть глаза на неумолимые метафизические вопросы о тайне бытия, о вечной жизни, о Боге, о смерти, о Суде, об аде и рае.

Человек пытается забыться и для этого выбирает наиболее удобный для себя способ: деньги, слава, успех, наркотики, водка, блуд, собирание марок, установка новых спортивных рекордов.

Человек хочет спрятаться от Бога! Спрятаться — обставив себя как крепостию красивыми вещами, влиятельными друзьями, накопленным богатством…

Но как бы человек не относился к Вечным вопросам — они все равно будут подстерегать его на том или ином повороте его жизненной дороги… Человек плывет по реке жизни, беззаботно и радостно. Строит какие-то планы. Но как блаженный старец Паисий замечательно говорит: «Течение реки уносит нас далеко от того места, где мы хотели бы оказаться!» Неожиданная болезнь, смерть близких, какая-то внезапная катастрофа — и пробивается в человеческом сердце броня самодовольства, броня уверенности в себе, в правильности своей жизни. То, что человек считал светом в своей душе, оказывается страшной тьмой.

Преп. Амвросий говорит, что человек — как жук. Когда тепло, светло, тихо — жук летает и думает: «Все поля — мои, все луга — мои». А пойдет дождик, подует ветер, жук прижмется к листку и говорит: «Только не спихни!» И порою человеку бывает полезно быть спихнутым с этой укатанной, ровной, удобной, самодовольной колеи жизни! Чтобы он услышал Евангельские слова: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться! Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?»

Как бы человек не насыщал себя из корытца земных дел — все же в любом человеке есть такой внутренний сердечный голод, голод по такой полноте, которую не может насытить, наполнить, удовлетворить ничто земное, вещественное, временное…

Только Церковь, только Вера, только Сам Христос Господь могут сдвинуть человеческую душу с мертвой точки, с того места, на котором духовная жизнь человека остановилась, замерла и стала похожей на загнивающую стоячую болотную воду…

Душа человеческая грехом раздроблена на части и задача подвижнической жизни христианина (как говорят св. отцы) — исцелиться от этой трагической раздробленности! Душа должна стать целой, целостной, цельной, целомудренной! Эту целостность душа обретает в Церковных Таинствах, в непрестанной молитве, в покаянии, в стяжании благодати Св. Духа!

И первое, что мы должны понять, осознать — что наша душа очень больна, что она вся — в проказе, в струпьях, в ранах и греховном гное. Чтобы мы не просто декларировали, что «да, мол, мы грешные, самые грешные», а чтобы по-настоящему, очень глубоко и очень серьезно прочувствовали черноту своей души, ее отдаленность от Бога!

О величайшем достоинстве христиан св. Ап. Петр говорит: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…» Звание христиан, учеников Христовых налагает на нас большую ответственность! А мы, зачастую, зная Божественную Небесную, Евангельскую весть, зная, что надо спасаться — все равно ведем очень расслабленную, вялую, пустую, неглубокую и не духовную жизнь! Наша жизнь как верующих людей не убедительна для окружающего мира.

Мир и нас, современных христиан, как-то засасывает, увлекает, опьяняет, кружит голову! Мир очень много обещает, но всегда обманывает!  Главное — это не расплескать Божественную благодать, которую дает нам Господь! Не растоптать сапогами повседневности, равнодушия, пошлости — те ростки духовной жизни, которые только начинают прорастать в нашем сердце!

Христиане — это люди, увлеченные Небом! «Духа не угашайте!» — говорит Ап. Павел и предостерегает нас: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков!»  Вы искуплены драгоценной кровию Христа Спасителя! Не делайтесь рабами человеков, кумиров, рабами телевизоров, наркотиков, рабами успеха, денег… А самое главное — не делайтесь рабами своей гордыни, своей самости, самонадеянности!

Нужно, чтобы мы были православными не только в храме, но и за его порогом — там, в наших буднях, в наших ежедневных встречах с людьми, в нашей семье!

Преп. Нил Синайский говорит, что «нужно найти себе путь ко всему Прекрасному!» Это таинственное Прекрасное — Сам Бог, Сам Христос, Святая Церковь, Вера, Таинства, Евангелие, Благодать Св. Духа! Поэтому наше сердце должно пульсировать в одном ритме с жизнью Церкви! И все наши дела, планы, заботы мы должны «обернуть  золотым покрывалом молитвы»! Должны почувствовать Небесный, Прекрасный удивительный «аромат Православия», должны познать «сладость Церковной жизни». Тогда мы поймем таинственный, удивительный, глубокий, возвышенный, неземной смысл слов Спасителя:

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам!»

(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *