15 февраля — Сретение Господне

ГЛАВНАЯ ВСТРЕЧА

Сретение Господне – в переводе с церковно-славянского «встреча с Господом» — один из двунадесятых праздников. В сороковой день по Рождестве Христовом Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, приносит Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

ВСТРЕЧА ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ

В иудейской традиции существовало два обычая, связанных с рождением ребенка.

1) Женщина после родов не могла появиться в Иерусалимском храме 40 дней.

После истечения этого срока она должна была принести очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, так что получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

2) Если родился первенец, мальчик, его тоже должны были принести во Храм.

Существовал обряд посвящения Богу, часть закона Моисеева в память исхода евреев из Египта и освобождения от четырехвекового рабства.

Следуя этим обычаям Мария и Иосиф вместе с Богомладенцем прибыли из Вифлеема в Иерусалим. Семья была небогатой, так что жертвой стали два голубка.

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени, ему было больше 300 лет.

В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда он переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Эти слова с тех пор станут известной молитвой, Песней Симеона Богоприимца.

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее Христа, сказал и о Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СРЕТЕНИЯ

Обычай освящать церковные свечи Православная Церковь переняла у Католической после включения его в 1646 году митрополитом Киевским святителем Петром (Могила) в изданный им требник, где и был описан католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. Введение такого обычая было обусловлено задачей отвлечь людей от языческих праздников, связанных с почитанием огня.

В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии (фестиваль, связанный с пастушеским культом), славяне — Громницы (день бога-громовнике и его супруги).

В народных традициях смешалось языческое и церковное, — не разольешь…

Православные народы любили и чтили сретенские свечи. Их хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы, верили, что они защищают дом от молнии и пожара.

С праздником Сретения связано много поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Этот день в народном календаре принято связывать со встречей зимы и весны, как встречи Святого Семейства и старца Симеона.

Именно на Сретенские дни приходятся последние зимние морозы и первые теплые весенние денечки. После праздника крестьяне начинали готовить семена к посеву, белили плодовые деревья, выгоняли скотину из хлева в загон –- конечно, после гуляний, посвященных празднику.

ПЕСНОПЕНИЯ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ТРОПАРЬ Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

— КОНДАК Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.

— ВЕЛИЧАНИЕ Сретения

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по
закону ныне принеслся еси в храм Господень.

— ПЕСНЬ Симеона Богоприимца

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Фоторепортаж со службы:

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *