25 декабря-святитель Спиридон, епископ Тримифунтский

Святая Православная Церковь чтит память великого в угодниках Божиих святителя Спиридона Тримифунтского. К сему угоднику Божию мы привыкли прибегать, почитая его наравне с великим в чудотворцах ― святителем Николаем. Они и были современниками: жили в одно время, испытали и исповедничество, и гонения на православие от язычников. Они вместе со святителем Николаем отстаивали чистоту Православия на Первом Вселенском Соборе. Святитель Николай с ревностью за хулу, которую возлагал Арий на Святую Троицу, не сдержавшись, ударил по ланите сего еретика и отступника. А святитель Спиридон, будучи простецом, который и на епископскую кафедру был избран из пастухов стада, он не был богословом, не учился в риторских и философских школах. Он был простым пастухом, но вся его мудрость была в его высоком благочестии.

Недаром говорится о мудрости, что над умом стоит мудрость, над мудростью ― премудрость, а над премудростью ― святая простота. Не та простота, которая «хуже воровства», без всякого рассуждения и без жизни во благочестии, которая обкрадывает человека и которая равна глупости, а та простота, которая ― святая простота: открытость, детская доверчивость и к Богу, и по отношению к ближнему своему, наполненная личным благочестием и святостью, вот такая святая простота выше всякой премудрости. Такая святая простота была и у Антония Великого, и у преподобного Иоанна Затворника, и у других угодников Божиих, и особо почивала на святителе Спиридоне.

Ведь недаром, когда он выступил на Первом Вселенском Соборе из среды защитников Православия, желая состязаться с философом, который посрамлял всех своим красноречием и витиеватостью речи, то архиереи уговаривали: «Не нужно тебе с ним состязаться, иначе будешь посрамлен». Но святитель Спиридон, ставший посреди, взял в руку свою кирпич и, сжавши его, явил дивное чудо. Из этого кирпича истекла вниз вода, вверх полыхнуло пламя, а сам состав кирпича, глинный, остался в руке у святителя Спиридона. И сказал он философу: «Видишь, как три этих естества ― вода, огонь и глина были во единстве, вот так и Бог неделим во единстве ― Отец, Сын и Дух Святой». И философ, поражённый этим, принял Православие и сказал: «До тех пор, когда со мной состязались от мудрости человеческой, я с лёгкостью их посрамлял. Но против мудрости Божией я ничего возразить не могу».

Господь явил мощи сего угодника Божия, великого заступника, нетленными. С IV века более полутора тысяч лет лежит неразрушим святитель Спиридон в том теле, как он и преставился, живя здесь, в земной жизни. В особое знамение «воскресения мертвых и жизни будущего века» дарованы нам его нетленные святые мощи. Мало того, во уверение нас, маловерных, Господь являет чудеса, перед которыми разводят руками учёные и скептики. У мощей температура здорового живого человека ― 36,7°С. Мало того, он находится в гробнице, где лежат и почивают его святые мощи, и на ноги его обуты тапочки, которые ежегодно меняют, потому что они каждый год обретаются с протёртыми подошвами.

И были такие случаи, когда приезжали паломники, и говорили, что приехали на Керкиру к святителю Спиридону, открывают гробницу, а крышка не открывается. Тогда священник сказал такие слова: «Давайте немножко подождём, святитель Спиридон не благоволит, чтобы гробница была открыта, значит, он где-то путешествует». Через некоторое время опять приступили к гробнице, и крышка легко открылась, и мощи почивали уже на своём месте. И в знамение того, что он ― скорый наш ходатай, заступник, помощник всех с верою его призывающих, и являет Господь эти дивные чудеса с его святыми мощами во уверение «воскресения мертвых и жизни будущего века», и во уверение того, что мы не одни на этом свете. Угодники Божии, наши помощники и сродники, которым дай, Боже, нам с верою молиться, они помогают нам и готовы слышать наши молитвы. Но наши молитвы, братья и сестры, должны тоже твориться в чистоте сердечной, чтобы молитва наша в недра не возвратилась нам, как говорят слова Священного Писания. Мы должны, если и нет чистоты жизни, то с покаянием молиться, осуждая себя за беззакония наши.

Недавно приезжали, братья и сестры, священник и люди из Запорожья. Они рассказали, что недавно посетили Святую Гору Афон и были на благословении у одного из старцев. И старец, благословляя, спрашивал у каждого: «Сколько у вас детей»? Те, кто сказал, что трое или четверо, тех благословил. У кого один или двое, тех даже не подпустил под благословение. «Вы, ― говорит, ― Бога прогневали, Господь вам детей даровал, а вы их убивали абортами, не пуская благодать в свои дома, вот за это гнев Божий наведён на ваше Отечество». И когда его попросили: «Батюшка, помолитесь о мире на Украине», ― он говорит: «Я-то помолюсь, но спрошу и вас, а зачем вам мир нужен? Чтобы продолжать жить в беззакониях? Если для этого мир нужен, чтобы жить беспечно и беззаконно, то мира долгое время не будет. А если вы с покаянием и с исправлением жизни своей будете просить мира, то Господь не замедлит».

Вот и мы, в сегодняшний день, братья и сестры, молимся святителю Спиридону и просим его о помощи. И уже многие из нас изнемогают от этой тяжести скорби, которая належит на всех нас. Но мы должны помнить, что всё в этом мире, братья и сестры, связанно с нашим духовным состоянием и оно может устраиваться промыслом Божиим. Мы можем навлечь на себя гнев Божий, а можем милость Божию навлечь. Но это зависит от нас. Господь готов подать нам всякое благо, и всякую строгость, и всякое наказание отнять. Только хотим ли мы этого? Или мы хотим мира только для того, чтобы жить беспечно и бездумно, как и продолжали жить? Поэтому просим в сегодняшний день молитвы святителя Спиридона ― скорого ходатая, чудотворца, заступника.

Но давайте, братья и сестры, не забывать, что не только от молитв угодников Божиих зависит преклонение Бога на милосердие, но и от нашего плача покаянного, от нашего с вами исправления. Ведь согласитесь, даже пословица говорит: «Повинную голову меч не сечёт». И наши родители жалели нас, когда мы что-то натворим, тогда, когда мы каялись. А когда с ожесточением показывали непослушание, гордость и самочиние своим родителям, тогда бывали наказуемы. А если с плачем приходили повиниться отцу или матери, то всегда были жалеемы ими. Всегда они нас жалели и всегда прощали то, что мы натворили, если мы приходили с покаянием.

Поэтому и мы к Отцу Небесному Своему, к угодникам Божиим будем с виноватостью приходить, с покаянием, с самоосуждением. И как батюшка покойный говорил, схиархимандрит Серафим: «Тогда только мир в душе человека будет, когда он себя обвинит, когда свою вину поищет, вот тогда человек мир духовный обретёт и спокойствие для души». Так и мы, братья и сестры, если мы хотим мира внешнего, то должны поискать мира духовного и с Богом, и со своей совестью. И в этом да поможет нам святитель Спиридон, потому что он жил так, как должен жить христианин. А мы не живём так, как христиане, ещё и не каемся вдобавок. Поэтому дай, Боже, нам покаяние.

Сейчас пост Рождественский идёт: время и молитв, и покаяния, и исповеди, и Причастия. Не пропускайте это время. Старайтесь послужить Христу Спасителю во время этого поста Рождественского, встретить Его святое Рождество с очищенною душой, чтобы в неё, как когда-то в ясли, принять самого Христа!)

Фоторепортаж со службы:

(233)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *