24 ноября — Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый

Местом жительства святого Максима, Христа ради юродивого, был горд Москва . Сохранилось очень мало сведений о его происхождении.
Юродство ради Христа считается одним из самых редких и трудных путей подвижнической жизни. Те угодники Божии, которые избрали путь принятия на себя образа лишенного ума человека, постоянно подвергались нападкам, язвительным насмешкам, осуждению, неприятию со стороны окружающих людей.
Святой Максим по собственной воле вел себя неестественно с точки зрения обычной человеческой логики. Как в летний, так и в зимний период, угодник Божий имел скудное одеяние, которое лишь едва прикрывало его наготу. Защитой от зноя и мороза служила молитва ко Господу. Подвижник часто повторял одно выражение: « Хоть люта зима, но сладок рай». Этими словами выражается глубокая мысль о смысле терпения скорбей во время земной жизни.


В Священном Писании Нового Завета есть слова о том, что тот человек, который будет терпеть до конца, будет спасен. Для христианина спасение души имеет величайшее значение, так как все земное существование служит подготовительным этапом к вечному блаженству праведной души с Богом. Святые люди особым образом предчувствовали блаженное состояние души, близкой к Богу, и готовы были претерпеть тяжелейшие тяготы и лишения, чтобы не потерять своей награды на Небесах.
На Руси к юродивым Христа ради относились с большим почтением, так как они могли в лаконичной и иносказательной форме донести очень мудрые спасительные истины. Важно заметить, что не только простой народ, но также знатные князья и бояре прислушивались к советам юродивых подвижников.
Время земного странствия святого Максима проходило в конце четырнадцатого — первой половине пятнадцатого века. В этот период очень много людей претерпевали страдания и теряли свои жизни от тяжелых заболеваний, природных катаклизмов, татаро-монгольского ига. Обездоленных людей, оставшихся без близких родственников, блаженный Максим утешал различными образными выражениями. Например, он говорил, что не надо, чтобы гладили нас только по шерсти, но нужно и против. Святой советовал, если человек чувствовал свою вину и греховность, когда его били: «повинись, да пониже поклонись», показывая этим, что во время бедствий и страданий, следует понимать их пользу для душевного исправления и спасения . Подвижник провидел, что после тяжелого периода для Руси, когда земля и народ мучились от татаро-монгольского нашествия, последует облегчение. Он говорил : “Не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение “ Так утешал святой страдальцев, видя их смирение и безропотное несение жизненного креста. Однако, выразительность его речей звучала и в ином контексте, когда он дерзновенно обличал известных хорошо обеспеченных людей, видя их душевное состояние: «Божница домашня, а совесть продажна». Блаженный Максим напоминал о важности не только внешнего исполнения церковных постановлений, но и внутреннего стремления следовать за Спасителем узким и тернистым путем искреннего исполнения Божественных заповедей: «Всяк крестится, да не всяк молится».
Некоторые люди пытались и пытаются обмануть близких, лукавят перед другими людьми и перед собой, несправедливо поступают по отношению к находящимся у них в подчинении. Таких святой Максим обличал: «Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Преставился ко Господу блаженный Максим, Христа ради юродивый, в 1434 году 11 ноября (24 ноября по новому стилю). Его погребли возле храма , освященного в честь святых братьев Бориса и Глеба. С самых первых дней после блаженной кончины святого подвижника началось его народное почитание. У места захоронения угодника Божия Максима Московского стали происходить чудеса: многие тяжело больные люди исцелялись от своих недугов.
В 1547 году началось официальное церковное почитание Христа ради юродивого святого Максима, о чем свидетельствует окружная грамота митрополита Макария, предписывающая «пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому».
26 августа (по новому стилю) в 1547 году состоялось торжественное обретение мощей блаженного Максима. В 1568 году произошло бедствие: в результате пожара полностью истлел храм в честь святых Бориса и Глеба, возле которого был погребен угодник Божий. На том же месте был возведен новый храмовый комплекс, который был освящен в честь блаженного Максима, Христа ради юродивого. В церкви поместили раку с мощами угодника Божия для всенародного поклонения.

Тропарь, глас 4:
Терпением своим велию мзду на Небесех стяжал еси,/ в буйство волею Христа ради преложися/ и на Небо мысленное, яко на колеснице огненней,/ возшел еси, премудре Максиме./ Днесь мы ныне чтим честных мощей твоих обретение/ вкупе с благочестивыми и верными людьми царствующаго града Москвы,/ да вси вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Верою и любовию твое честное обретение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от всякий злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу,/ Егоже моли спасти люди, моляшиятися,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче Максиме, царствующему граду Москве похвало.

Величание:
Ублажаем тя, святый праведный Максиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
Угодниче Божий, молитвенниче наш теплый и скорый помощниче, блаженне Максиме! Припадающе к раце мощей твоих прославляем многотрудныя подвиги юродства твоего Христа ради, возлюбив бо Единаго Бога от всея души твоея, ты мирскими красотами не восхотел еси наслаждатися; роднаго жилища, любве сродник, богат­ства и славы временныя отреклся еси и безприютное житие возлюбил еси. Прилежав о спасении души, плоть твою наготою телесною, мразом и зноем, постом и бдением, долговременным на земли лежанием изнурил еси и вся страсти ея духови покорил еси, на земли пожив небесно, во плоти духовно, умом весь к премирным вземся, плотскую мудрость отринул еси и, быв мудр о Христе, юрод мирови показался еси, от неразумных многия обиды и биении благодушно притерпевая и многих нечестивых на путь спасения наставляя. Темже, по скончании твоих подвигов, всеправедный Судия нетле­нием честных твоих мощей и многими чудесы тя прослави, душу же твою святую в Небесныя обители всели, идеже, предстоя Престолу Неприступнаго Божест­веннаго Света, в Нем, яко в зерцале, видиши наша нужды, слышиши наша к тебе прошения и яко друг Христов имаше велие к Нему дерзновение молитися о нас. Сего ради усердно просим тя: помолися Господу Богу о нас, к земли приверженных, да и мы, в подражание твоему ангелоподобному на земли житию, не погрязнем в суетных житейских попечениих и в земных наслаждениих, не прельщаемся и не прилепляемся всею душею к тленным мира сего благом, но да обратит Господь Своею благодатию наша мысли и желания к небесным и укрепит желати восприятия будущих нетленных сокровищ, да подаст нам, слабым, силу к побеждению страстей, мыслей и желаний греховных, да пленит наш кичливый ум в послушание веры, избавит от высокоумия, суемудрия, ложных пагубных учений и дарует нам мудрость духовную, да растворит окамененная сердца наша слезами умиления и сокрушения о наших согрешениих, согреет их любовию к Нему, нашему Создателю, и к ближним нашим. Испроси всем, во всякой нужде сущим и к твоему заступлению прибегающим, всякий дар, коемуждо благопотребен: больным — исцеление, печальным — утешение, бедствующим — помощь, обиженным — защиту. Принеси ко Господу святую молитву о всех нас, многогрешных, яко да не по грехом нашим воздаст нам, ниже по беззакониим нашим накажет нас, но отвратит всякий гнев, праведно движимый на ны, и пробавит милость Свою, всяких нужд, бед, напастей, скорбей и болезней нас избавляя, имиже весть судьбами да наставит нас на путь спасения, подаст прочее время живота нашего в покаянии и благочестии прейти и христианскую кончину, неболезненну, непостыдну, мирну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

(273)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *