О Скорбященской иконе .

Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки.

 

Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там. Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня.

 

Часовня знаменита Скорбященской иконой. Икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте» была родовой святыней в семье купца Матвеева — семейная легенда гласила, что один из предков купца нашел эту икону на берегу Невы. Сам купец однажды попал на Неве в сильнейшую бурю, его лодка перевернулась, и, уцепившись за доску, купец обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Волны вынесли его на берег возле Тихвинской часовни. В благодарность за спасение купец пожертвовал часовне родовую святыню.

Эта икона изестна как икона Б.М. „с грошиками». Икона прославилась в 1888 г., когда во время грозы часовня загорелась. Во время пожара икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты. 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Причем ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску. Так же обнаружилось, что лик на Скорбященской иконе обновился.

 

С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви.

Богоматерь «Всех скорбящих Радость» — это список московской святыни. В Москве икона находилась в церкви Преображения на Ордынке. Икона прославилась в 1688 г. чудом исцеления родной сестры патриарха Иоакима. Сестра Петра I Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список и в 1711 г. привезла в Санкт-Петербург.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне. С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе.

Икона «с грошиками» несколько отличается от иконы «Всех скорбящих Радость», прославившейся в Москве в 1688 г. Богоматерь изображена во весь рост, но без Младенца и без короны. Она предстает перед молящимися в обычной одежде, в белом плате на голове. Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Но главное отличие этого образа от других — монетки, прилепившиеся к иконе. Их изображают и на списках с чудотворной иконы. На московской иконе Богоматерь изображена с младенцем.

 

Весной 1893 г. император Александр Ш, проезжая с семьей по Шлиссельбургскому тракту, с благоговением молился у иконы. Вскоре была выделена земля для строительства храма. В 1893-1898 гг. рядом с часовней была построена Скорбященская церковь. Икона оставалась в часовне и переносилась в церковь для богослужений.

В 1906-1909 гг. возле храма была устроена каменная часовня. Авторы проекта — арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов. Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части.

В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Церковь закрыли в ноябре 1932 г. Сначала хотели передать здание под общежитие завода «Большевик», но позднее снесли, якобы для расширения территории речного порта.

После закрытия церкви, часовня действовала как приходской храм, потом была передана обновленцам, а в 1938 г. окончательно закрыта и передана Володарскому районному штабу МПВО.

Чудотворный образ был передан в Троицкий храм «Кулич и Пасха», где находится и поныне.

В начале 1990-х гг. обезглавленная часовня была возвращена епархии. В 1996 г. начался ремонт, который закончен в 2008 г.

В настоящее время это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.

Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь – нищая странница в мире –

Как скала, как стрела — от алеф и до тав,

 по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

 среди странствий своих ткёт червленую нить,

 смеет тварей Господних с ладони кормить —

 что о крыльях, копытах и многих очах,

 что поя, вопиют, и взывают, крича,

 бесприютна, бездомна, седа и юна,

 неприступная, словно в огне купина….

 …Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод  морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека – каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям – потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех – это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них – чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него – символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери – белый плат.  Церковь Его – та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником – куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую –единственную! – брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты – Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь – ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа – ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *