17 октября — Собор Казанских святых.

В день обретения святых мощей мощей святителей Гурия и Варсонофия, Русская Православная Церковь прославляет всех Казанских угодников Божьих как просветителей, молитвенников и защитников Казанского края. Их жития поражают искренним исповеданием веры и силой духа, готовностью идти до последнего за Христа и Его святыню. Или могут гордиться не только православные христиане, но и все казанцы — как выдающимися соотечественниками, примером настоящих людей…. Особое место среди них принадлежит святителям Гурию и Варсонофию, в день обретения мощей которых с 1984 года и празднуется день памяти собора святых Казанских.

Святитель Гурий, чудотворец Казанский и Свияжский, жил в XVI веке. Говоря о его жизни и христианском пути, невозможно не вспомнить слова святого апостола Петра: «…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7). Гурий Казанский, тогда еще просто отрок Григорий, в какой-то степени повторил скорбный путь Иосифа Прекрасного. За свое благочестивое поведение он был принят в дом боярина, князя Пенькова, и вскоре получил управление над всем его поместьем. Но черная зависть ко смиренному не по возрасту постнику и молитвеннику сделала свое дело.


Друзья князя, которых давно соблазняло благополучие верующего юноши, наклеветали о том, что он якобы имел связь с супругой своего патрона. Боярин Пеньков очень разгневался, сперва хотел казнить Григория, но, передумав, заключил его в тесную яму под деревянным срубом, не позволив взять с собой ничего, кроме иконы Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом. Эта незаслуженная месть была медленной и мучительной казнью — но для будущего святителя она стала как бы подвижническим затвором, поприщем для стяжания той всепрощающей добродетели, о которой писал в своем послании святой апостол Петр.

Когда же чаша жестоких испытаний была выпита Григорием до дна, дверь однажды чудесным образом отворилась и он, никем не замеченный, покинул место своего заточения, прошел через княжескую усадьбу и удалился в обитель святого преподобного Иосифа Волколамского. В руках он нес тот самый образ, через который был чудесно спасен.

Уставы монастыря были чрезвычайно строги, но молодой послушник с первых дней сравнился в усердии даже с опытными монахами. Через некоторое время Григорий был принят в святой ангельский чин с именем Гурий, а позже назначен игуменом Иосифова монастыря. Его неустанная и самоотверженная забота о братии монастыря стала поводом для хиротонии во епископы.

Это святое Таинство, возводящее его в третью степень священства, было совершено 7 февраля 1555 года с необычайной торжественностью митрополитом Макарием. Владыке Макарию сослужили два архиепископа и семь епископов, на хиротонии также присутствовали царь Иоанн Васильевич, его свита и множество знатных людей, князей и бояр. Отныне Гурий должен был окормлять паству, большую часть которой составляли новообращенные язычники и бывшие магометане. И благодаря его искренней вере и личному примеру многие из них поняли Истину Христову во спасение…

Варсонофий, будущий епископ Тверский, до иночества именуемый Иоанном, был ближайшим сподвижником святителя Гурия. Сын благочестивого священника, он с детства воспитывался богодухновенным словом Псалтири, ставшим для него настоящей школой смирения. Еще юношей ему пришлось пережить татарский плен. Захваченный ордой под предводительством Менгли Гирея, он еще не знал, что Господь попустил это для того, чтобы он хорошо изучил традиции, язык и нравы своих будущих прозелитов. Спустя много лет, уже будучи игуменом Песношского монастыря, Варсонофий был назначен помощником святителя Гурия именно за эти ценные знания. Примерно в то же время он получил сан архимандрита и стал настоятелем пока еще не построенного Спасо-Преображенского монастыря, который возводился руками пострижеников Андрониковой и Песношской обителей.

Святитель Гурий и святитель Варсонофий в прямом и переносном смысле слова утвердили оплот казанского Православия. Речь не только о церквях и монастырях, хотя, безусловно, без них настоящая проповедь Евангелия Царствия была бы невозможной. Но, прежде всего, они созидали христианские души — нетленные хранилища Святого Духа. Именно за это Господь прославил их тела нетлением…

Обретение мощей подвижников произошло в 1595 году в Казани в храме Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря, где они при жизни трудились и были погребены рядом друг с другом. То, что произошло после этого, можно передать словами святителя Ермогена:

— Видели диво, на которое не надеялись. Рака святого была полна благоуханного мира, как чистой воды, мощи же святого Гурия сверху мира, как губка, почивали. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное его тело, как ныне и видят все. (…). Потом же открыли раку преподобного Варсонофия и видели: многим нетлением почтены от Бога мощи святителя Варсонофия. К ногам преподобного тление коснулось, впрочем, кости не только не разрушились, но крепки были весьма и никакой слабости в составе не имели, как и у Гурия святителя. И погребальные ризы также, как и у преподобного Гурия, были крепче новых.

Во свидетельство этого чуда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен по докладу архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) благословил творить память всем Казанским святителям в первое воскресенье после 4 октября по старому стилю. Они почитаются верными чадами ортодоксальной Церкви как первоначальники и домоустроители Церкви Христовой в городе Казани.

(71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *