Ко Дню прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Прославление святителя Тихона состоялось в день памяти святого апостола Иоанна Богослова 9 октября. Это не было случайностью, ибо святитель Тихон – того же духа, что и апостол любви, – духа, которого в наше немирное время так не хватает.
Целитель
По инициативе святителя Тихона было установлено совершать празднество Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. Он, возглавивший сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, сам сегодня в центре чаяний и надежд народа, возносящего молитвы отечественным святым о своем земном отечестве. Почему? В чем сила его тихой, кроткой и смиренной святости?

В целебности святых мощей святителя Тихона, особенно в период сразу после его прославления, довелось убедиться некоторым насельникам нашего Донского монастыря. Особенно тем, кто сподобился дежурить у его святых мощей, и был свидетелем того, как люди, либо сами исцеленные елеем от его мощей, приходили поблагодарить святителя, либо эту благодарность они приносили за исцеление святителем их близких – родственников или друзей. Иногда они рассказывали подробности исцелений. Преимущественно это все были исцеления от рака. Он как бы «специализируется» на онкологических заболеваниях. Вот характерный случай. Молодая женщина подошла к дежурному у мощей и рассказывает: «Мы с мужем и не думали, что окажемся сегодня в Донском монастыре. Просто ехали мимо на машине и решили зайти в вашу книжную лавку, под аркой.

Там я увидела изображение святого старца, который мне явился во сне. Он точно так же был одет, в таком же белом головном уборе. Он явился и сказал, что он меня исцелит. А я серьезно больна – состою на онкологическом учете. В лавке мне объяснили, что я должна пойти Большой собор и получить масло от мощей святителя Тихона…»
Он стал первым Патриархом Всероссийским после 200-летнего синодального периода. Это произошло в те дни, когда только что пришли к власти богоборцы-большевики, и об этом все время напоминали пушечные залпы, поскольку обстреливали Кремль. Именно это обстоятельство положило конец сомнениям и спорам – большинству участников собора стало ясно, что при такой угрозе православию и Церкви единовластие становится просто необходимым.
И вот, большинством голосов было выбрано три кандидата-архиерея: Антоний Храповицкий, архиепископ Харьковский, Арсений Стадницкий, архиепископ Новгородский, и Тихон Беллавин, митрополит Московский. Первого называли самым умным, второго – самым строгим, а смиренного Тихона – самым добрым.
И когда 5 ноября, по церковному стилю, 1917 г. иеросхимонах Алексий из Зосимовой пустыни после долгой молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери в Храме Христа Спасителя вынул жребий Патриаршего служения, то оказалось, что он пал на «самого доброго».


Многие помнят, как вскоре после возобновления нашей Донской обители в 1991 г. был пожар в Малом соборе, в котором находилась могила Патриарха Тихона с надгробием. После этого долго не удавалось начать ремонт, и возникла идея воспользоваться временем и попытаться обрести мощи святителя. Первый постриженик нашей возобновленной обители отец Тихон Шевкунов, по инициативе которого, с благословения святейшего Патриарха Алексия II, эти мощи были обретены, сделал такое открытие: поджог произошел как раз в день избрания святителя Тихона на патриаршество. Злоумышленники желали нанести вред, а это было, оказывается, промыслительно…
Сам Бог, Матерь Божия, Которая приняла лишенную монарха Россию под Свой державный омофор, избрали для Русской Церкви самого доброго Патриарха. Только такой Первостоятель мог сохранить Церковь в ту страшную пору.

«Самый умный» из кандидатов – владыка Антоний Храповицкий – впоследствии, в кругу близких ему людей, по словам некоторых свидетелей, признавался, что он, сделавшись Патриархом, занял бы более жесткую позицию, которая могла бы привести к более крутым ответным мерам со стороны большевиков по отношению к Церкви, чреватым для нее гибельными последствиями.
Он был непреклонный монархист, гордый величием былой России, незадолго до революции вслух мечтавший о покорении Константинополя и Иерусалима «под нозе» русского царя и о распространении на эти области русской культуры…
Итак, на Патриарший Престол Промыслом Божиим был избран самый добрый, кроткий и смиренный из кандидатов. Покорный воле и Промыслу Божию.
Исполняя заповедь о любви к врагам.

Сделавшись Патриархом в лихое время гонений, он говорил, что именно в это тяжелое и страшное время, когда идет братоубийственная бойня, мы должны в первую очередь исполнить заповедь о любви к врагам, что не должно быть ненависти и мщения. Он обличал новую богоборческую власть. Но, жалея народ Божий и молясь за него, он молился и о спасении душ гонителей. Он молился за всех – и за младенцев, которые лишены крещения, и за старцев, лишенных христианского напутствия и погребения, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, поскольку нет Таинства Брака, за весь народ Божий, лишенный спасительных церковных Таинств, и самое главное – Причастия. И в конце этой молитвы за народ он присовокупляет и прошение за гонителей, которые все это натворили, чтобы Господь не погубил их окончательно, но чтобы, если возможно, обратил их к Себе, чтобы они остаток дней провели в истинном покаянии.


И может быть, самый яркий пример действенности этой молитвы о гонителях – покаяние Е.А. Тучкова, который возглавлял отдел ЧК, задачей коего было уничтожение Церкви как социального института. Именно он причинял Святейшему Тихону самые тяжелые нравственные мучения своими частыми изнурительными допросами. Известна запись о нем рукой Патриарха: «Вот придет ко мне некто в сером и будет меня мучить…» Понятно, что из всех гонителей именно о Тучкове, который непосредственно досаждал лично Патриарху, – именно о нем, по логике истинного христианства, больше всего должен был молиться Святейший… И вот, перед смертью от тяжелейшего рака Тучков более 2,5 часов исповедовался Патриарху Алексию I.
Во время «домашнего ареста» святителя Тихона в Донском монастыре две девушки, чекистки, сменявшие друг друга, были приставлены от ГПУ для наблюдения за святителем Тихоном. Они должны были следить, чтобы он «соблюдал дисциплину» и не нарушал правил пребывания под стражей. Одна из них была из дворян, а другая – из простых. Так вот, та, что из простых, спрашивает у своей подруги: «Почему он с такой добротой и сердечностью к нам относится? Ведь мы его враги». А та ей объясняет: «Это он исполняет евангельскую заповедь о любви к врагам».      Святитель Тихон взошел на крест Патриаршего служения в лихие дни богоборческого пленения России. И он полностью отдавал себе отчет в том, что его ожидают не слава и почести, воздаваемые архиерею, но именно крест.
Первыми его словами были: «Весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: «плач, и стон, и горе». И каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль».


Господь сказал о последних, антихристовых временах перед концом света: «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?»
Оскудеет любовь, а это значит, что Благодать Божия уйдет из сердец человеческих – именно спасительная благодать, которая спасает. То есть, по слову преподобного Серафима, стяжание, накопление благодати – Божественной энергии – есть цель христианской жизни, потому что именно изобильная благодать, накапливающаяся в сердце, доставляет человеку спасение, Царство Небесное внутрь нас. Это именно возвращение Бога в сердце человеческое, возвращение потерянного рая. А оскудение благодати означает оставление Богом человека, лишение его этой Блаженной Вечности.
Именно в моменты всеобщего взаимного озлобления, ожесточения возрастает опасность этого оскудения любви, а вместе с ней и спасительной благодати в сердцах человеческих.

И то, что сказано Господом о последних, антихристовых временах, относится и к тем временам умножения беззаконий, и вследствие этого – всеобщего взаимного озлобления и ожесточения, которые можно назвать репетициями пришествия антихриста, когда время от времени приходят предтечи антихриста, о которых святой апостол Иоанн Богослов говорил, что есть много антихристов. Были они и в начале XX в. – во времена святителя Тихона, есть они и сейчас…

Сонаследники

Такого же духа любви, как и возглавивший сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской святитель Тихон, был и священномученик Иларион, архиепископ Верейский, скончавшийся в заключении от тифа. Он имел такую тесную духовную близость со Святейшим Тихоном, что последний сделал его соавтором некоторых своих посланий к народу и властям.
Причастность к божественной любви у священномученика Илариона выразилась не на словах, а на деле, в частности, в следующем эпизоде. Однажды, находясь в заключении на Соловках, он, во главе небольшой группы вольнонаемных, бывших насельников Соловецкой обители, пошел на верную смерть, чтобы спасти от смерти терпевшего бедствие в Белом море чекиста, отличавшегося феноменальным зверством по отношению к узникам Соловецких лагерей. Чтобы не погибла душа человеческая, находившаяся в страшном бесовском помрачении, но имела еще возможность покаяться. В глазах свидетелей этого поступка, которые были старожилами Соловков, было подлинным чудом, что в результате и спасенный, и спасатели остались в живых. После этого спасенный чекист, проходя однажды мимо Распятия, в которое он совсем еще недавно выстрелил из револьвера, на этот раз снял фуражку и перекрестился…
Новомученики и исповедники Церкви Русской со святителем Тихоном во главе – носители той заповеданной всем христианам любви, которая обладает чудотворной силой обращать врагов и даже богоборцев в почитателей имени Христова.


Злоба дня
Слова святителя Тихона о том, что в бедственное время ожесточенной розни следует прежде всего исполнить заповедь о любви к врагам, становятся все более актуальными в наше время. Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. Сюда как раз относятся слова Спасителя: «…от умножения беззакония оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» Ибо в тех сердцах, где нет любви, нет и Бога. Но вселившийся в такие сердца супостат уничтожает веру. Поэтому при крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, и нужно быть бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять Благодать Святаго Духа и, следовательно, Царство Небесное.
Для этого каждому из нас, особенно в это немирное время, необходимо оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам. Мы должны желать им не вечного геенского огня, но спасительного покаяния – «изменения ума», восстанавливающего первозданную красоту души, возвращающего ее богоподобие. Как завещал преподобный Силуан Афонский, «если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

(31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *