16 августа — День Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме, в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родите­лями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви.

В юности преподобный Антоний, вследствие постоянных прений о вере и стремления римских Пап обратить православных в латинство, изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет.

Раздав одну часть богато­го наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи.Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пус­тынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в морскую пучину.

Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не ис­пугался, но всецело предал себя Богу. Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, что занесен он на землю русскую.

Камень св. Антония Римлянина — церковная реликвия, камень, на котором, по легенде, совершил свое плавание по морю от Рима до Новгорода, св. Антоний Римлянин, основатель новгородского Антониева монастыря. Камень лежит в западном притворе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. Представляет собой большой серый валун длиной 126, шириное 94 см, высотой 37 см.

История камня отражена в Житии св. Антония Римлянина, а также в других церковных источниках XVI-XVII века. Согласно Житию, Антоний родился в Риме. В юном возрасте постригся в монахи. А после начала гонений на представителей греческого духовенства, вынужден был спасаться бегством и скрываться от преследователей на берегу моря. Там все дни и ночи проводил в молитвах, стоя на камне. Однажды ночью разразилась буря, и одна из волн, напрягшись, оторвала от берега камень с Антонием и, подняв его, понесла в море «будто в корабле легком».Спустя двое суток камень пристал у берега большой реки, называемым Волховом. От купца-грека Антоний узнал, что оказался в Новгороде. Уведавший о чуде новгородский епископ Никита выехал навстречу к преподобному Антонию, чтобы осмотреть камень и место. По совету Никиты Антоний основывал монастырь на берегу реки Волхова, недалеко от места, где Антоний пристал к берегу.

Житие, записанное в XVI веке упоминает точную дату прибытия Антония в Новгород — сентябрь 1106 г., однако в более ранних источниках эта дата не упоминается. Под 1117 г. в новгородской летописи сообщается о закладке Антонием каменной церкви Рождества Богородицы в основанном им монастре. Под 1147 г. — о смерти преподобного. Ничего не говорится в летописях ни о камне, ни о происхождении Антония из Рима.

Возможно, время возникновения легенды недолго отстоит от начала почитания камня, которое зафиксировано лишь с середины XVI века. До того времени, по замечанию автора «Слова похвального на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (1590-е гг.) камень лежал на берегу р. Волхов у монастыря, был на виду, но находился в небрежении. Так было пока игумен Вениамин (между 1547 и 1552 гг.) не перенес его с почестями внутрь монастырской ограды и не поместил у западной стены храма Рождества Богородицы, на верхней валуна был написан образ св. Антония, плывущего на камне и держащего в руках модель храма Рождества Богородицы (до нашего времени не сохранилось).

После перенесения камень явил чудеса исцеления. От прикосновения к нему якобы молящиеся излечивались от недугов, от отравления ядами, избавлялись от вселившихся в них бесов. Лечебной силой, по поверью, стали обладать и связки водорослей («трости Антония»), которые были нанесены водой на камень. Они, по мнению верующих, особенно хорошо помогали от зубной боли. Уже в конце XVI века при игумене Кирилле (1580-1592) над чудотворным камнем соорудили «гробницу» — небольшую пристройку, примыкающую запада к Рождественской церкви. В 1597 г. Антоний, пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован. Его мощи были изнесены из земли и помещены в раке (гробнице) в соборе, где находились несколько столетий. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи утеряны. Но сам чудовторный камень сохранился и находится в церковном притворе.

С точки зрения этнографии вера в целительную силу камня св. Антония не представляет собой ничего необычного и своими корнями уходит в языческую эпоху. Тогда многие камни необычной формы и огромных размеров наделялись фантастическими
свойствами и целебной силой. Церковь чаще боролась с почитанием камней как с языческим пережитком, но мирилась с ним, если почитанием окружались камни, связанные с именами христианских святых.

(135)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *