6 АВГУСТА : ДНЕСЬ ЧТИМ ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ — БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ : РОМАНА И ДАВИДА (1015).

Мы сегодня вспоминаем Подвиг Святых Благоверных Князей Страстотерпцев Бориса и Глеба, которые были Первыми Святыми Мужами Руси, Прославленными не только Русской Церковью, но и Церковью Константинопольской: в Их Подвиге Святая Русь начала обретать Вселенское Значение, и Верующие всего Христианского Мира могут прибегать к Их Милосердной Помощи.

Святые Князья Борис и Глеб – прекрасные цветы Новопросвещенной Русской Земли, ранние и яркие Звезды на Христианском Небосклоне России, Они жили в самом начале бытия нашей Русской Православной Церкви, тем самым и нам показали Пример Достойный Праведной Христианской Жизни. Изначально Русская Церковь молилась Святым Борису и Глебу как Избавителям от усобных войн и от пронырства диавола. Подвиг Кротких Страстотерпцев, пребывших Безгласными, как Агнцы, перед братом-убийцей, стал противоядием от смертоносного греха, которым дух злобы заразил Русь, – от междоусобных войн, порожденных гордыней и властолюбием многих Русских Князей.

Тысячу лет Русь покрывается их Святыми Молитвами. Но по-разному складывалась Жизнь на Руси за эту тысячу лет, было немало и святополков, и окаянных, было немало Стратотерпцев и Поистине Святых. Вопрос в другом: по какой дороге пойдем мы, кому будем подражать в своей Жизни. Этот выбор делает каждый из нас, и этот выбор мы делаем ежедневно: грешим или не грешим. Этот выбор делаем в семье, в отношении с близкими и на работе. Важно выбирать Любовь, и стяжать Ее в Молитве, в Таинстве Святого Причащения, сознательного Доброго Делания ближнему своему…

Эти Первые Русские Святые показали пример каждому из нас, как нужно строить свою Жизнь, что во Главу Угла своей Жизни нужно положить Завет Христов, мы должны положить Святое Евангелие, должны положить Заповеди Господни, именно так, как это сделали Святые Князья Борис и Глеб. Но мы в большинстве своем в современной Жизни руководствуемся другими принципами – наверное, это принципы Святополка Окаянного — «Бери от жизни всё!» – любой ценой добиться своего, есть возможность – устрани человека, есть возможность – схвати богатство, есть возможность – захвати власть. Поэтому современному человеку рассказать о Подвиге Первых Русских Святых, далекому от Церкви, совершенно очевидно, Их Жизненный Подвиг покажется нелепым. Иметь возможность приобрести Княжескую Власть в Первопрестольном Киеве, иметь достаток, богатство, дружину, иметь все возможности к этому – и отказаться в пользу брата. Мало того, знать, что наущаемые этим братом убийцы идут убить тебя, и не противиться этому. У человека, который привык измерять свою Жизнь критериями не Божественной Истины, это покажется безумием абсолютным и нелепостью Жизни. Но мы знаем, что все, что хорошо в глазах Мира сего, есть мерзость и нечистота пред Господом, чуждо Духу Христову и противно в глазах Божиих, и поэтому взираем на Подвиг Святых братьев Бориса и Глеба не глазами человека, далёкого от Церкви, но человека Церковного, знающего Слово Божие, слышащего сердцем своим призыв Божий к Любви: «Нет выше той любви, кто душу свою за ближнего своего положит», – говорит Господь.

Начинать преобразовывать свою Жизнь нужно не с других людей, а с самих себя. Нужно научиться в человеке, в ближнем своём, даже в самом отъявленном негодяе, видеть Образ Божий, как видели Образ Божий Святые Благоверные Князья Борис и Глеб, видели в брате-убийце Образ Христа. И уж тем более противиться брату своему для Христиан Бориса и Глеба было совершенно невозможно. Как могли Они исполнять Заповедь о Любви к другим людям, если к ближнему своему, к брату своему Любви бы не имели. Вот это для нас, современных, очень важно. Потому что часто мы простираем Любовь свою и слово своей Проповеди к людям далеким, которых не знаем, к дальним нашим, и считаем, часто считаем, что наша Любовь и Забота должна быть о каких-то других людях, безликих, которых мы лично не знаем, но когда касается дело взаимоотношений с нашими ближними, – вот тут, оказывается, вся немощь нашего естества выходит наружу, потому что мы не можем переступить через себя.

Научиться Образ Божий видеть в других людях поможет только Очищение себя, внутренняя работа над собой, Духовное Исправление в Заповедях Божиих. Если око наше будет тёмно, не просветлено Светом Христовой Истины, мы не сможем даже среди бела дня разглядеть этот Образ в другом человеке. Но как же Святые Благоверные Князья увидели этот Образ в брате-убийце, если не Верой своей, если не Чистотой Жизнью своей, если не глубокой Молитвой своей? Потому и сопротивления с Их стороны не было, потому что в Святополке Они видели не врага, но брата Любящего, видели те качества Добрые, Божественные, которые еще были свойственны его Жизни, которые не были у него уничтожены, но на которые опираясь, Господь хотел исправления его Жизни. Потому и не было сопротивления этой злобе со стороны Бориса и Глеба, потому что ждали Обращения, ждали Исправления, видели только Светлое.

И не случайно этот Подвиг был Церковью поставлен во Главу Угла Российской Святости, не случайно Церковь Божия сказала нам, что кто поступает так в жизни, тот идёт по пути Святых Угодников Божиих. В течение тысячи лет Святая Церковь напоминает нам, Верным Чадам Ея, о том, как нужно относиться к ближнему, как исправлять жизнь свою, как не бояться смерти, за Любовь отдав Жизнь свою. И сегодня, когда мы притекаем к Молитвенному Предстательству первых наших Святых Сродников Борису и Глебу, будем особенно усердно, просить Их о том, чтобы в Отечестве нашем, в Богом Хранимой стране нашей Российской, не алчность и зависть, не коварство и ухищрения Мира сего, но Подлинная Любовь и Братолюбие Восторжествовали. Потому что только на этом фундаменте можно строить Прочную Государственность, Созидать Духовно-Нравственное Общество, о котором все мы мечтаем и о котором Молимся. И пусть Молитва наших сродников по плоти – Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба укрепляет нас в этом Великом Жизненном Подвиге Служения ближнему своему и Отечеству нашему. Аминь.

Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба, глас 2

Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.

Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4

Днесь церковная разширяются недра,/ приемлющи богатство Божия благодати,/ веселятся русстии собори,/ видяще преславная чудеса,/ яже творите приходящим к вам верою,/ святии чудотворцы Борисе и Глебе,// молите Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, глас 4
Яко плодовита винограда, отрасли добродетелей суще,/ Небесный дождь Христов прилете,/ источающе отечеству своему струю Православия,/ Борисе пречудне с доблим Глебом,/ вкупе молитеся Господеви сохранити град и люди,/ и на враги пособствовати,/ и душам нашим даровати велию милость.

Ин тропарь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, глас 4
Мученическою кровию порфиру окропивше светло,/ украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному,/ и, венцы славы от Него приимше,/ молитеся стране нашей подати на враги одоление/ и душам нашим велию милость.

Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 3

Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4

Явися днесь в стране Русстей/ благодать исцеления/ всем, к вам, блаженнии,/ приходящим и вопиющим:// радуйтеся, заступницы теплии.

Ин кондак благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, глас 8
Аще и убиени бысте и во гробех положени,/ но на Вышнее Царство преидосте,/ оваго бо копии насунута,/ другаго же, яко агнца незлобива, ножем зарезаша,/ тем и кровь ваша бысть исцеление миру,/ верою призывающим вас, святии, на помощь.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу
О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.

(79)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *